Строительство

Электронная регистрация права собственности: перечень документов и правила оформления

Изображение галереи

Действия, связанные с переходом прав на владение недвижимостью — покупка, продажа, дарение, обмен, регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Но не все осведомлены о том, что пройти процедуру можно онлайн, без посещения Росреестра или МФЦ.

Где оформить электронную регистрацию права собственности

Цель электронной регистрации права собственности заключается в ускорении и упрощении оформления сделок с недвижимостью. Благодаря этой услуге можно избежать очередей и сократить время на подачу и получение необходимых документов. Кроме того, электронная регистрация позволяет сократить риски возникновения ошибок и упростить взаимодействие между гражданами и государственными органами.

Этапы электронной регистрации права собственности:

  • регистрация на портале «Госуслуги»;
  • получение электронной подписи;
  • подача документов на сайте Росреестра. Заполнение и подпись заявления, прикрепление документов и отправка на рассмотрение;
  • оплата госпошлины.

После проверки заявления и документов, если все прошло успешно, вы получите свидетельство о праве собственности в электронном виде.

«Электронная регистрация права собственности подходит для делок с недвижимостью, включая куплю-продажу, дарение, мену и залог. Однако, стоит учитывать, что для некоторых типов сделок может потребоваться дополнительное оформление документов», — говорит Дмитрий Мелека юрист коллегии адвокатов «Тактик Про».

Сроки электронной регистрации права собственности

Электронная регистрация права собственности занимает от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от ряда факторов, таких как загруженность регистрационных органов, наличие ошибок или недостающих документов, а также сложность сделки.

Причины задержек регистрации:

  • ошибки в документах;
  • необходимость дополнительной проверки информации;
  • технические сбои в системе электронной регистрации;
  • юридические споры или оспаривание сделки сторонами.

Взаимодействие между участниками процесса и правильное предоставление необходимых документов и данных может сократить время регистрации.

Документы для регистрации права собственности

  • Заявление на регистрацию права собственности.
  • Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости (например, договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности и т. д.).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, если покупателей несколько, то паспорт каждого).
  • Ипотечный договор (если недвижимость куплена в ипотеку).
  • ИНН.
  • СНИЛС.
  • Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Могут потребоваться и другие документы, связанные с особенностями объекта недвижимости.

Ограничения по электронной регистрации прав собственности

Электронную регистрацию нельзя провести для объектов культурного наследия, домов, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, объекты, находящиеся в зонах радиоактивного загрязнения, объекты, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации или в местах проведения антитеррористических операций.

При регистрации сделки купли-продажи надо предоставить нотариально заверенное согласие всех совладельцев, если они есть.

Также не могут быть зарегистрированы объекты с неопределенным местоположением или спорные участки земли.

Стоимость регистрации

Стоимость услуги варьируется в зависимости от региона.

«Обычно цена за услугу начинается от 2 000 рублей и достигает нескольких десятков тысяч в случае, если вы привлечете посредника (застройщик, агентство недвижимости). Для точной информации рекомендуется обращаться к официальным источникам, таким как МФЦ, Росреестр или конкретным компаниям, предоставляющим данную услугу. Нотариусы предлагают такую услугу бесплатно, они сами направят документы, но вы будете платить только за оформление сделки», — уточняет Дмитрий Мелека.

Как получить бумажный сертификат о регистрации права собственности

После электронной регистрации права собственности вы не сможете получить на руки бумажный документ с синей печатью. На электронную почту всех участников сделки придет выписка из ЕГРН, с электронной подписью Росреестра. Этот документ является подтверждением вашего права собственности, на нем стоит электронная подпись и он имеет полную юридическую силу.

«Это самый больной вопрос и то, что многих останавливает. По сути бумажный вариант договора всего лишь дублирует то, что подписано электронно с помощью ЭЦП, но самое главное — никаких штампов на договоре в этом случае не ставится! А как же убедиться в том, что на регистрацию ушла именно эта версия ДКП, если у вас было несколько редакций. Или подтвердить при последующей продаже, что именно этот договор находится в Росреестре? Мы всегда рекомендуем клиентам после регистрации получить в Росреестре хотя бы архивную копию договора купли-продажи объекта — она и будет таким подтверждением», — уточняет Светлана Киреева, юрист, руководитель МИЭЛЬ на Войковской.

Отметим, что электронная регистрация права собственности — это удобный и эффективный способ оформления сделок с недвижимостью. Она позволяет сэкономить время и силы, дает безопасность и надежность процесса.

Источник фото: freepik.com