Строительство

Маркировка строительных материалов: условия, как подготовиться и результаты

 

Изображение галереи

Весной этого года был дан старт эксперименту по маркировке цемента, бетонных и строительных сухих смесей, а также строительных растворов в потребительской упаковке. В материале рассказываем куда обращаться и какие документы нужны, а также насколько масштабные изменения потребуются на производствах для нанесения маркировки.

В марте 2024 года в России запущен эксперимент по маркировке отдельных видов строительных материалов в упаковке. Продукция, участвующая в пилоте, будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы «Честный знак». В ходе эксперимента планируется отработать оптимальные технологии нанесения средств идентификации на упакованные стройматериалы. Согласно постановлению, которое подписал премьер Михаил Мишустин, он будет действовать до 1 декабря.

«Это, безусловно, прорыв в развитии отрасли, который позволит нам повысить качество выпускаемой продукции. Внедрение системы маркировки позволит точно идентифицировать каждую единицу выпускаемой продукции и отслеживать ее путь от производства до места использования. Минстрой России готов оказывать сопровождение проекта с точки зрения нормативной работы», — говорит заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергея Музыченко.

В Минпромторге ожидают, что обеление рынка позволит выявлять предпринимателей, вовлеченных в теневой бизнес и снижающих качество товара. Сегодня доля фальсифицированных сухих строительных смесей составляет около 30%, цемента — до 21,3%. Такие данные приводит Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).

«После маркировки Информация о продукции будет доступна на протяжении всего инвестиционно-строительного цикла, а также при эксплуатации объекта капстроительства», — уточняет президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.

Но участники рынка не так оптимистично настроены. Введение маркировки вряд ли приведет к росту качества, Андрей Пустовгар считает научный руководитель НИИ СМиТ НИУ МГСУ давший комментарий «Известиям» .

«На защите от контрафактного импорта это может сказаться. Но если учитывать, что по основным строительным материалам уровень импорта небольшой (от 0,5 до 5%), то эффект от данного нововведения будет незначительный. Защитить рынок от некачественный зарубежной продукции можно и путем таможенного регулирования», — полагает он.

Как будет проходить отбор участников эксперимента

Стать участниками эксперимента могут:

  • производители строительных материалов;
  • магазины стройматериалов (опт, розница);
  • импортеры;
  • ассоциации.

Что нужно для участия в пилоте по маркировке:

  • заполнить заявку на сайте «Честный знак»;
  • указать в заявке: ИНН, название, контактные данные, тип участника (производитель, розница и тд);
  • написать «глубину» погружения в пилот — только присутствовать на рабочих группах или проводить тестирование за счет оператора, т.е бесплатно, на своих производственных площадках нанесение, считывание кода и его дальнейшее «направление» по электронному обороту другим участникам цепочки.

Насколько масштабные изменения потребуются на производствах?

Решения по нанесению кодов как на производстве, так и при импорте апробированы уже для 17 групп товаров, сообщили в «Честном знаке».

«Мы умеем работать со всеми возможными форм-факторами продукции. Например, научились наносить коды на глазированный сырок, на блистер с лекарствами. Одним словом, можем „подковывать“ блоху, с точки зрения зрения сложности упаковки. Поэтому если посмотреть на отрасль строительных материалов, где нет таких сложностей по размерности и сверхскоростей при производстве, то считаем, что никаких сложностей, с точки зрения подготовки линий не потребуется. Более того, одна из самых часто применяемых технологий — этикетирование, будет самой востребованной в отрасли. На настройку этой технологии на производстве порой требуется не более суток», — уточнили в «Честном знаке».

Речи об отдельных линиях маркировки не идет. Можно использовать бесшовную технологию, которая встраивается в процесс и не влияет на скорость работы и другие важные для компаний показатели.

Что должно стать результатом эксперимента?

К 1 декабря 2024 года «Честный знак» должен определить сроки, технологию и дорожную карту для обязательной маркировки. Решения будут приняты на основании протоколов тестирований на площадках, заседаний проектно-экспертных групп и мнений отраслевых ассоциаций.

Далее кабмин примет решение о нанесении специального кода. По данным НИФИ Минфина, стоимость маркировки будет составлять 50 копеек за единицу упаковки. Это не должно сказаться на стоимости продукции, но участники рынка все же считают, что маркировка все же добавит к себестоимости 1–3% уже на этапе продажи, когда продавец будет реализовать «более качественный» маркированный продукт.

Источник фото: freepik.com