Назад
image
Подрядчик
27 ноя, 12:27

Экономия, которая вредит: почему в кризис нельзя упрощать продукт

Изображение новости

В период турбулентности на рынке девелоперы закономерно ищут способы сократить издержки. Часто под оптимизацию попадает то, что напрямую не влияет на сдачу объекта: фасады, дизайн, благоустройство, нестандартные инженерные решения. Генеральный директор компании «Фасадные Решения» Александр Мохначев рассказал, чем опасна тактика, которая, на самом деле, спасая бюджет здесь и сейчас, в долгосрочной перспективе ослабляет продукт и его ликвидность. 

Что происходит на рынке

Сегодня за счет упрощения фасадов и архитектуры можно сократить до 7% стоимости проекта. Девелоперы массово переходят с навесных систем на штукатурку, отказываются от балконов и лоджий — если в 2020 году они присутствовали в 70% квартир комфорт-класса, то сегодня менее чем в 50%.

Но фасад — это первое, что видит потенциальный покупатель. Упрощение внешнего облика ведет к прямым коммерческим потерям: появляются жалобы, что «дом выглядит как панель», что выливается в необходимость дисконтировать и увеличивает сроки продаж. В то же время, проекты с качественной архитектурой и продуманными фасадами демонстрируют рост цены за квадратный метр на 4–10% и значительно быстрее выходят на целевые показатели по продажам.

Исторический контекст

История доказывает: после кризисов всегда выигрывали те, кто не снижал стандарты. В 2009 году Hyundai, в отличие от конкурентов, усилил комплектации и смог резко укрепить свои позиции на рынке. X5 Retail Group в 2019 году, в период стагнации, инвестировала в редизайн «Пятерочки» и в итоге удвоила долю рынка. Этот принцип одинаково работает в автопроме, ретейле и девелопменте.

К чему приводит экономия сегодня

Любой кризис рано или поздно заканчивается. Проекты, запущенные в период экономии, будут выходить на рынок через 2–3 года, когда он стабилизируется. И тогда покупатель будет выбирать между двумя типами объектов:

  • проектами, где сохранили архитектурную ценность и качество,

  • проектами, на которых сэкономили.

У последних останется лишь один инструмент конкуренции — цена. Такой продукт неизбежно начнет конкурировать с вторичным жильем и часто будет проигрывать.

Что делать

Кризис — это не повод снижать планку, а возможность заложить основу для будущего конкурентного преимущества. Внедрение энергоэффективных фасадных систем, современных инженерных решений и выразительной архитектуры не требует кратного увеличения бюджета, но формирует устойчивый спрос на продукт в будущем. Инвестиции в качество — это не дополнительная статья расходов, а инструмент обеспечения ликвидности проекта на годы вперед.

Личный опыт
Недвижимость
Будущее
Кризис
Комментировать

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи