Аналитика
Строительство

Сколько застройщики готовы переплачивать за сотрудников 

Изображение новости

Острый дефицит кадров в девелопменте приводит к агрессивному хантингу и перекупке сотрудников. За высококвалифицированных «белых воротничков» компании готовы платить до 30% выше рынка. Конкуренция продолжит расти, уверены игроки рынка.

Строительный рынок испытывает острый дефицит высококлассных специалистов. Это касается как сотрудников, занятых непосредственно в строительстве — рабочих, так и «белых воротничков»: маркетологов, продуктологов, менеджеров по продажам. О нехватке рук в отрасли говорят практически все: строительные ассоциации, федеральные и городские ведомства, сервисы по подбору персонала и т.д. Исследование Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) говорит о том, что в 2024 году нехватка кадров в строительной сфере составит около 15% от фактической численности задействованных в отрасли работников. Падения спроса на кадры не ожидается, по данным российского Минстроя, до 2030 года в отрасль планируется привлечь дополнительно 400 тыс. человек.

Занятость обеспечивает не только жилое строительство, но и реализация масштабных инфраструктурных проектов. Большое число специалистов требуется для модернизации БАМа, Транссиба и строительных объектов на Дальнем Востоке. Эти стройки уже оттягивают часть персонала. Эксперты прогнозируют ужесточение конкуренции и ухудшение ситуации с кадрами.

Причины переманивания сотрудников в строительстве

Нехватка рабочих связана в настоящий момент с двумя фундаментальными факторами, пояснил «Движение.ру» партнер и управляющий директор NF PM Дмитрий Атопшев,

«Во-первых, ужесточение миграционной политики: ранее многие строительные рабочие приезжали в Россию из стран СНГ, однако сейчас эти страны также активно развивают свою строительную отрасль и могут предложить достаточное количество рабочих мест своим гражданам. Во-вторых, возросшие требования к квалификации: Современное строительство требует высоких технических навыков и знаний, что увеличивает потребность в специализированных кадрах», — отметил он.

Строительные компании сталкиваются с необходимостью адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, улучшать условия для своих сотрудников и активно работать над привлечением и удержанием квалифицированных специалистов.

Кадровая статистика по рабочим профессиям

В мае 2024 года среди строительных специальностей по числу открытых вакансий лидировали разнорабочие (5,5 тыс.), рассказала руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru Мария Игнатова.

«Следом идут инженеры-конструкторы (инженеры-проектировщики) и машинисты кранов — для них сейчас открыто по 4 тыс. вакансий, для слесарей/сантехников — немногим более 3,5 тыс. вакансий», — поделилась эксперт.

Самые высокие предлагаемые зарплаты по стране у машинистов кранов — 131 800 руб. На 40 тыс. ниже могут получить инженеры-проектировщики (90 тыс. руб.). Труд разнорабочих и слесарей в среднем оценивают на уровне 70 тыс. руб. В целом же в тройку лидеров по уровню зарплат сейчас входят геодезист (149 500 руб.), руководитель строительного проекта (146 900 руб.) и главный инженер проекта (136 300 руб.).

«Строительная отрасль на протяжении последних трех лет относится к числу остродефицитных. Сейчас на одну вакансию в сфере строительства в России приходится всего 3 активных резюме. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация получше — в столицах соотношение 5,6 и 4,2 соответственно. При этом нужно учитывать, что в Москве предлагаемая зарплата на 20 тыс. выше, чем в среднем по стране (110 400 руб. против 88 862 руб.)», — рассказала она.

Кого переманивают в первую очередь

Девелоперы стараются решить задачу по привлечению людей на стройку через подрядные организации и больше сосредотачивают свое личное внимание именно на «белых воротничках», рассказала коммерческий директор Plus Development Елена Тарасова.

«Если брать именно „стройку“, то привлечение и удержание сотрудников — это задача подрядных строительных организаций, которых девелоперы нанимают для строительства объекта. А задача девелопера в данном случае — правильно выбрать подрядчика. Понятно, что эти проблемы эффективнее решаются у лидеров рынка, поэтому мы всегда стараемся привлекать к работе именно такие организации», — пояснила она.

Квалифицированных маркетологов, продажников всегда не хватало на российском рынке недвижимости, поэтому тех, кто действительно стоил внимания, всегда знали и пытались переманить к себе конкуренты. Тарасова отметила, что острее всего сейчас ситуация на рынке недвижимости с продуктологами.

«В настоящее время мы наблюдаем высокий спрос на новую профессию, которая появилась на рынке сравнительно недавно, лет пять назад — это продуктологи. Образно говоря, продуктологи — это „продукт“ перехода от рынка продавца к рынку покупателя, когда девелоперам приходится бороться за потребителя, создавая „проекты мечты“, максимально соответствующие запросам покупателей», — рассказала она.

Это специалисты, которые изучают потребности потенциальных покупателей и формируют продукт, который будет наиболее конкурентоспособен и востребован потребителем. Это и архитектура, и наполнение инфраструктуры, и квартирография, наличие отделки, — словом, абсолютно все характеристики будущего жилого комплекса, вплоть до высоты потолков и количества квартир на этаже. Он же разрабатывает те или иные «фишки», которые могут существенно увеличить привлекательность проекта.

Рекомендации продуктолога закладываются в работу всех остальных участников девелоперского процесса, начиная от архитекторов и заканчивая продавцами. При этом продуктологи как раз то самое звено, которое на стадии планирования концепции и проработки рабочей документации может подтвердить, что будущий объект будет соответствовать средней цене, которая закладывается в финмодель.

«Изначально директоры по продукту появились у крупных московских застройщиков, которые первыми почувствовали перемены на рынке недвижимости, уловив рыночную конъюнктуру трансформации „рынка продавца“ в „рынок покупателя“. Специалисты показали впечатляющий результат, и их успешный опыт начали перенимать федеральные „коллеги по цеху“. В сегодняшних реалиях на продуктологов пока нигде не обучают. Это уникальный специалисты с уникальным опытом работы на стыке маркетинга, аналитики, продаж, архитектуры, дизайна и глубоким знанием строительной экспертизы, иными словами „мозг“ всего проекта», — объяснила она дефицит представителей в данной сфере.

Второй наиболее дефицитной позицией среди «белых воротничков» в девелопменте она назвала руководителейотдела продаж. На эту позицию, как правило, приглашаются опытные успешные брокеры, либо стремящиеся к карьерному росту менеджеры. Однако, хорошие брокеры не всегда хорошо справляются с управленческими функциями. А вторая категория — менеджеры — чаще всего рассматривают эту позицию как временную, как ступень к переходу на должность коммерческого директора. Соответственно, здесь высока текучка кадров.

«Высокая текучка кадров наблюдается и среди администраторов на ресепшн, как в офисе девелопера, так и в офисе продаж на объекте. Сложности с сотрудниками на этой позиции заключаются в сложившемся менталитете поколения молодых людей — а именно они обычно претендуют на подобные должности. Дело в том, что поколение Z в больше степени нацелено на удаленный или гибридный формат работы. Тогда как работа на ресепшн предполагает присутствие в офисе. Поэтому даже при конкурентной заработной плате найти сотрудников бывает сложно», — добавила Тарасова.

Как переманивают сотрудников

В первую очередь конкуренты предлагают сотрудникам более высокий уровень дохода. Например, продуктологу, который может дать качественную экспертизу, девелоперы согласовать оплату труда выше рынка на 20% и даже 30%. По словам представительницы Plus Development, такая зарплата объясняется тем, что эти люди — «дирижеры» цепочки действий застройщика на каждом этапе проекта. Они знают потребительские запросы и ценности, на что можно повлиять, как выиграть конкуренцию продуктом, оставаясь в рамках финансовой модели, не демпингуя ценой.

«Это высокооплачиваемая и перспективная работа. Один только оклад продуктолога с опытом работы составляет более 200 тыс. рублей, и это не считая бонусов. Руководителей отдела продаж ищут на ставку от 150 000 рублей, KPI и премии, как правило, гарантируются. Примечательно, что администратор на ресепшен может рассчитывать на доход в 100 тыс. руб. Тем не менее, для современных специалистов высокого уровня высокая заработная плата — это далеко не все. В списке потребностей — карьерный рост, комфортный график работы, локация и стиль офиса, корпоративная культура компании, соцпакет и многое другое», — подчеркнула Тарасова.

Вместе с этим она указала, что приоритеты у каждого человека могут быть свои. Поэтому, когда речь идет о «штучных» профессионалах, то и подход индивидуальный, что приводит к тонкой работе с кадрами, исходя уже из ценностей конкретного специалиста. Поскольку рынок недвижимости очень узкий, и все друг друга знаю, то каждый специалист, который дает результат, сразу попадает в поле зрение конкурентов и уже после этого инструменты рекрутинга подбираются индивидуально.

Схожую позицию про рабочие специальности озвучила и Игнатова. По ее словам, зарплата была и остается главным инструментом конкурентной борьбы за людей, но это ограниченный во времени и эффективности способ. Среди других инструментов привлечения персонала в строительном секторе она выделила:

  • Наполнение соцпакета
  • Соблюдение трудовых прав
  • Особое отслеживание охраны и безопасности труда
  • Наличие релокационного пакета
  • Льготные программы по покупке жилья

Фото: freepik.com

Обновлено:
Данила Белов
Внештатный автор
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Перейти в Дзен