Реестр блогеров и запреты на рекламу: что ждет владельцев каналов в новом законе

Изображение новости

С 1 ноября 2024 года вступят в силу новые требования для владельцев блогов и каналов с более 10 тыс. подписчиков. Они будут обязаны передавать сведения о себе в Роскомнадзор. Эксперты считают, что эти изменения повысят ответственность авторов и сделают информационное пространство более прозрачным, но отметили возможность усиления скрытности анонимных каналов.

30 июля законопроект предусматривающий деанонимизацию владельцев каналов в мессенджерах приняла Госдума. Его рассмотрели в нижней палате во вторник сразу во втором и третьем чтениях. 8 августа 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий закон.

Кого затронут новые требования

Закон касается владельцев публичных каналов в мессенджерах. Перечень необходимой информации и порядок ее представления утвердит правительство. Роскомнадзор будет вести реестр таких страниц в соцсетях.

Каналы, не включенные в данный реестр, не смогут размещать на своих ресурсах рекламу или предложения по финансированию. Также будет закон запрещает репостить информацию из таких групп.

Помимо этого, владельцы соцсетей в течение суток после получения требования от РКН должны будут ограничить доступ к персональным страницам пользователей, которые не предоставили регулятору свои данные, до момента выполнения требований закона. Эта норма вступит в силу с 1 января 2025 года.

Невыполнение этих требований приведет к запрету на размещение сведений о возможности финансирования их деятельности, включая ссылки на сервисы для сбора донатов и другую информацию о том, как поддержать блогера финансово.

Запрет на репосты и прозрачность информации

Новый механизм еще не доработан и вызывает сомнения, рассказал РБК партнер практики интеллектуальной собственности Comply Максим Али. Он отметил, что запрет на репосты от каналов, не зарегистрированных в реестре Роскомнадзора, формально касается не только блогеров, но и обычных пользователей с менее чем 10 тыс. подписчиков.

Раскрытие информации о владельцах телеграм-каналов способствует повышению их ответственности и делает информационное пространство более прозрачным, отметил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин.

С 2020 года модерирование информации полностью легло на плечи владельцев соц.сетей рассказал Движение.ру старший юрист BFL | Арбитраж.ру Сергей Филиппов, что именно они и будут следить за выполнением данных требований блогерами под страхом бана.

«Скорее всего, не все владельцы соц. сетей будут заниматься подобным мониторингом: в частности, корпорация Meta*, владеющая рядом соц. сетей, с 2022 года игнорирует распоряжения РКН», — добавил юрист.

Telegram для девелоперов

Последние два года Telegram для девелоперов стал одним из ключевых инструментов распространения информации, рассказали Движение.ру представили девелоперской компании Брусника.

«Бюджеты на посевы и рекламу в мессенджере выросли если не на порядки, то кратно. В теории деанонимизация — позитивная для рынка идея. В той или иной степени она повысит уровень ответственности авторов за контент, высказывания, факты. Застройщики начнут более четко осознавать, с кем имеют дело», — добавили в пресс-службе застройщика.

В компании также отмечают, что никакой революции не произойдет. На рынке недвижимости изначально было не так много действительно анонимных каналов. Опытные пиарщики часто знали или предполагали, кто стоит за тем или иным ресурсом. Более того, анонимные каналы не исчезнут, равно как реклама и утечки информации через них. Просто они станут еще более скрытными.

Законодательная идея о приравнивании блогеров к СМИ имеет уже десятилетнюю историю, отметил старший юрист BFL| Арбитраж.ру Сергей Филиппов. Еще в 2014 году был принят Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ, который внес поправки в Закон об информации, касающиеся блогеров.

Так, блогеры с аудиторией свыше 3 тыс. пользователей оказались подвержены ряду ограничений в распространении информации. Они фактически должны были соблюдать те же требования, что и СМИ, и нести ответственность за их нарушение.

Однако эти поправки просуществовали лишь 3 года и были отменены в 2017 году. Считается, что причиной их отмены стали как технические сложности (например, многие популярные площадки не предоставляли Роскомнадзору данные о количестве пользователей), так и общая административная неэффективность поручения РКН ведения очередного реестра, который оказался практически бесполезным.

Корпорация Meta*, признана экстремистской и запрещена в России.

Фото: ru.freepik.com

Изображение
Анастасия Батаршинова
Редактор новостей

Обновлено:

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Перейти в Дзен