PIONEER: «Новый тренд для «коммерции» — продажа офисов блоками»
Одним из современных трендов рынка офисной недвижимости стала продажа объектов небольшими блоками. Это открыло доступ на рынок частным инвесторам, рассказал Движению.ру Алексей Мирошников, генеральный директор PIONEER.
Покупать, а не арендовать
Мы считаем, что покупка офиса для конечного потребителя, компании сегодня может быть более прогнозируемым и безопасным решением, чем аренда. Во-первых, приобретение актива, который фигурирует на балансе компании, будет свидетельствовать о ее стабильности; во-вторых, наличие собственного офиса позволяет избегать больших ежемесячных арендных платежей и не зависеть от решений арендодателя.
Реализация офисов небольшими блоками открыла новые возможности и для частных инвесторов. Ранее покупка офисов для инвестиций в основном была доступна в виде целых зданий с бюджетом в несколько миллиардов рублей. В новых условиях, при реализации блоками, минимальная площадь приобретения составляет 35-70 квадратных метров. Это позволяет частным инвесторам, которые ранее инвестировали исключительно в жилые проекты, обратить внимание на коммерцию и с бюджетом от 13 до 15 миллионов рублей войти в сегмент.
Застройщики тщательно проработали имидж данного продукта и смогли донести до потребителей его инвестиционные преимущества. Практически все предложение офисов в бизнес-центрах, которые сдаются в эксплуатацию в 2024–2025 гг. в Москве, уже реализованы. Объем свободных лотов находится на уровне 10-15%. Как итог, покупатели уже рассматривают инвестиции в проекты со сроком сдачи к 2026 году.
Девелоперы уходят в премиум сегмент
В сегменте жилой недвижимости за последние 5 лет девелоперы существенно нарастили свои компетенции с точки зрения продукта. Традиционно их влекла в премиальный класс более высокая маржинальность.
Если вернуться к 2018 году, то средняя площадь премиального проекта тогда составляла 22 тысячи квадратных метров, и основной объем предложения был связан с точечной застройкой (80% новых проектов). Однако в 2023 году средняя площадь новых проектов в классе превысила 95 тысяч квадратных метров, в формате точечной застройки представлены уже менее половины.
Рынок избавляется от прежних стереотипов: ранее строительство премиальных проектов было сосредоточено в границах ЦАО, и, ввиду ограниченного земельного фонда, было представлено точечной застройкой. Сегодня почти 60% премиального предложения находится за его пределами. Девелоперы научились масштабировать премиальный продукт. Комплексный подход позволяет сделать более современную инженерию, разноформатную инфраструктуру, уделить внимание общественным пространствам и единой социальной среде. Таким образом, жители проектов получают максимум от продукта без потери в качестве.
Все это означает, что еще через 5 лет мы сможем подводить итоги в совсем другом городе — с более высоким качеством жилья, с лучшим окружением и развитой инфраструктурой. Именно такие проекты пользуются спросом у современного покупателя новостроек.
Точка зрения спикеров в материалах, которые публикуются в разделе «Колонка», может не совпадать с мнением редакции.
Фото: Валентин Антонов/ТАСС
Обновлено:
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Telegram