Назад

Образовательный пробел: почему выпускники вузов не работают в девелопменте

Изображение новости

Строительные студотряды, программы сотрудничества с ВУЗами, стажировки. Бизнес и власти внедряют десятки программ, чтобы привлечь молодых инженеров и архитекторов в отрасль. Однако вчерашние выпускники всё равно не спешат идти работать по специальности. Нехватка кадров в строительной сфере до конца 2024 года составит около 15%, считают эксперты НАИК.

Самыми дефицитными специалистами в стройотрасли являются инженеры-конструкторы, проектировщики, а также инженеры производственно-технической службы. По данным HeadHunter, в августе на одну вакансию инженера-конструктора приходится чуть более трех резюме. Стандарт для отрасли — от 4 до 8 претендентов на одно рабочее место..

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) также подтверждает эту тенденцию. По данным их исследования, количество выпускников по специальности «Архитектура» (строительство) в ближайшие годы удовлетворит прогнозный спрос, в лучшем случае, лишь на 60%.

При этом в стране нет дефицита образовательных учреждений для подготовке специалистов для отрасли. Как сообщила «Движение.ру» Мария Семенова, советник Департамента информационной политики и комплексной безопасности Министерства науки и высшего образования России, обучение по специальностям «Архитектура» и «Техника и технологии строительства» в 2023 году осуществляли 165 вузов и 38 филиалов учебных заведений.

«В 2023 году по направлению „Архитектура“ завершили обучение 5284 человек, по направлению „Техника и технологии строительства“ — 27 159 человек. Количество поступивших по программам „Архитектура“ и „Техника и технологии строительства“ в 2023 году составило 49 977 человек. Данные о приемной кампании 2024 года в настоящий момент обрабатываютсяа», — заявила она.

Представитель Минобра также добавила, что при определении объема и структуры бюджетных мест на учебный год учитывается прогноз потребности рынка труда в кадрах . Он формируется на основе федеральных статистических данных и предоставляемой регионами информации. Также предложения по общему объему бюджетных мест направляют крупные работодатели и профильные ведомства. Например, по направлению «Архитектура» — Минстрой, а по направлению «Техника и технологии строительства» — Минстрой и Минтранспорта.

Вместе с тем, число выпускников не равняется числу работающих по специальности. По данным президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова, работать в отрасль приходят менее 50% молодых специалистов. И только каждый пятый из тех, кто всё же решается строить карьеру в строительстве, остается в профессии дольше, чем три года.

Причины нехватки выпускников на стройках

Есть целый комплекс причин, почему в строительной отрасли так непросто с молодой кровью и свежими кадрами. Самой очевидной является демографическая яма — в стране не просто не хватает профессионалов в строительной отрасли, а трудоспособного населения в принципе. Как отмечает, Виктор Титов, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, кадровый кризис в России порожден длительными демографическими волнами, которые сопровождают развитие российского общества уже несколько десятилетий.

«Ожидаем, что текущая нехватка кадров в строительной отрасли на фоне развития отрасли и снижения численности трудоспособного населения будет ежегодно расти. Есть тенденция к тому, что рабочая сила в РФ будет сокращаться и становиться более взрослой», — определяет тренд Светлана Нохрина, руководитель направления развития молодежных программ группы «Самолет».

Сервис по подбору кадров SuperJob также подтверждает эту тенденцию: возраст соискателей на должности архитекторов и инженеров увеличивается. Например, в 2022-23 годах желающие работать по специальности «повзрослели» на 4 года. А средний возраст претендующих на позицию архитектора вырос с 36 до 40 лет.

Другим негативным наследием 90-х для строительной отрасли в России стало обнуление для молодежи престижа технических профессий, в том числе архитекторов и инженеров. И с этим негативным явлением страна пытается справиться до сих пор, отметил в беседе с Движение.ру Вадим Самохин, главный редактор газеты НИУ МГСУ «Строительные кадры», руководитель медиапроекта «СтройБлог».

«Причины проблем глубокие и фундаментальные: во-первых наследие 90-х годов, когда множество профессий были дискредитированы, депопуляризированы и даже преданы забвению. Тогда всем нужны были экономисты и юристы, про ученых, строителей, учителей все забыли. Масскульт также приложили руку к созданию негативного образа. Плюс сложность технических вузов: тяжело учиться, электротехника, сопромат, высшая математика... Не каждый студент имеет терпение, мотивацию, выдержку. Словом, ситуация не простая», — заявил он.

Еще одним фактором нехватки выпускников в реальной работе отрасли представители рынка называют качество обучения в образовательных учреждениях. Так, по мнению некоторых экспертов, вузы и колледжи учат общим или не относящимся к профессии дисциплинам, а те предметы, которые имеют непосредственное отношение к инженерному или архитектурному делу, слишком заточены на теорию и иногда имеют мало общего с реальной деятельностью. В итоге такие выпускники либо в принципе не нужны бизнесу, либо же их приходится доучивать, что для компании является дополнительной тратой времени и средств.

«Сейчас каждый работник отрасли, от прораба до инженера-конструктора, проходит обучение в вузе по специальности промышленно-гражданское строительство, по одинаковой программе в течение 5-6 лет. Но многие строительные специальности не требуют углубленного изучения теоретических предметов, к примеру, философии или политологии, которые являются важной частью университетской программы. Специалистам ПТО или стройконтроля может быть достаточно знаний, полученных в техникуме за 3 года», — заявил Андрей Гулак, операционный директор строительной компании DBC Construction.

Давать студентам больше практики

Комплексный вопрос нехватки молодых специалистов среди архитекторов, инженеров и т.п. требует не менее комплексного ответа. Представители отрасли уже не первый год чувствуют на себе последствия дефицита кадров, и самостоятельно пытаются решить проблему. В первую очередь бизнес в партнерстве с вузами и властями страны пытается напрямую взаимодействовать со студентами, привлекают их к реальной работе, чтобы упростить вход в профессию. В настоящее время активно вовлекаются в самые разные проекты студенческие стройотряды: от возведения жилой и дорожной инфраструктуры до проектов АЭС за границей. Так, например, правительство недавно утвердило затраты из бюджета на ежегодное привлечение студенческих строительных отрядов к возведению объектов инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Арктике. Бизнес также создает свои частные программы в этой области.

«Для студентов старших курсов мы создали программу стажировок „МЭТЧ“, которая позволяет более комфортного начать свой путь в профессии. Мы устанавливаем партнерства с вузами и создаем совместные образовательные программы и продукты, что позволяет молодежи быть вовлеченными в индустрию уже во время обучения. Мы развиваем корпоративную культуру компании таким образом, чтобы молодежь была вовлечена с первых дней работы и рекомендовала нас своим однокурсникам. Можем отметить, что по итогам первых двух наборов на стажировку 60% студентов остались работать в компании, и мы видим потенциал к увеличению этого показателя», — отметила Нохрина.

В пресс-службе Минстроя России в беседе с Движение.ру отметили, что в настоящий момент ведется обширная работа, направленная на кадровое обеспечение строительной отрасли. Для внесения изменений в образовательные программы по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства, разработана Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года.

«Также для формирования эффективной системы высококачественной подготовки и переподготовки кадров для строительной отрасли с учетом потребности рынка труда Минстроем России создан Отраслевой консорциум „Строительство и архитектура“. В состав Консорциума входят десять отраслевых высших учебных заведений, пять научно-исследовательских институтов, Российская академия архитектуры и строительных наук, Национальное объединения изыскателей и проектировщиков, Национальное объединение строителей, Российский союз строителей и девять стратегических партнеров», — заявили в министерстве.

Смягчать барьеры для учащихся и выпускников

Решение проблемы представители рынка видят и в перестройке системы образования в строительной сфере, а также в смягчении требований к выпускникам ссузов. По словам Гулака, сейчас требования к специалистам, контролирующим качество строительства, сильно ограничивают многим из них доступ в профессию. Работодатели ищут кандидатов, состоящих в Национальном реестре специалистов, что делает получение высшего образования необходимым условием для начала карьеры.

«Я вижу решение в следующих шагах. Это и дифференциация образования: среднетехническое, бакалавриат, магистратура с обязательным включением государства в вопросы повышения престижа первого; обеспечение возможности наращивать уровень образования без необходимости каждый раз поступать на первый курс — если условный прораб проработал несколько лет на стройке, получил опыт и готов развиваться дальше — нужно дать ему возможность за 2 года повысить свою квалификацию. Людей пугает, что полученное среднетехническое образование не позволит им полноценно развиваться в профессии. Необходимо предоставить возможность выпускникам техникумов вступать в Национальный реестр специалистов, за счет снижения критериев вступления. И, хотя эти экзамены носят практический характер, непонятно, почему бы не обучать нормативному регулированию, правилам составления исполнительной документации в техникуме или вузе», — указал он.

Позволить бизнесу влиять на программу обучения

Еще одним популярным вариантом улучшения ситуации представители строительной отрасли называют более углубленное взаимодействие бизнеса с вузами по программам обучения. Это, по мнению участников рынка, позволит максимально приблизить знания и навыки учащихся к тому, что от них будут требовать на рабочем месте. Практика в реальных компаниях и работа в стройотрядах — это хорошо, но даже для этого требуется определенная база, которой студентам порой не хватает, говорят эксперты.

«С точки зрения образования мы верим в необходимость выстраивать глубокие партнерства с вузами, ссузами, школами. Речь идет про интеграции, которые по уровню будут глубже, чем организация дней карьеры и организации практик, например, экспертное участие в составлении образовательных программ и запуск совместных программ обучения, взаимодействие между экспертами компании-работодателя и преподавательским составом», — подчеркнула Нохрина.

Так, в 2023-2024 году девелопер «Самолет» выбрал вариант сотрудничества с молодежью в формате запуска совместных магистратур, интегрированных в существующие образовательные программы вузов. Также ведется запуск конкурсов, в программу которых включена образовательная компонента для участников. Девелопер присоединился и к Строительному кластеру на Дальнем Востоке в рамках федеральной программы «Профессионалитет», механизмы которой помогают адаптировать программу подготовки к требованиям рынка.

Вместе с этим взаимодействие с вузами можно вести еще и по линии обмена информацией. Нохрина отмечает, что это позволит выстроить более взаимосвязанную систему показателей эффективности у каждой из сторон. В качестве примера она указала, что у вузов есть показатель трудоустройства и в условиях дефицита кадров с высокой вероятностью он выполняется, но при этом, в меньшей степени замеряется качество трудоустройства. На этом поле, по ее мнению, есть обширный потенциал к обсуждению. В будущем это позволило бы отслеживать слабые места, например в обучении, и оперативно их устранять.

Популяризация строительных профессий

Повышение престижа профессий, связанных со строительством также является важной частью решения проблемы нехватки кадров в отрасли. Как отмечает Самохин, во времена СССР в отрасли не было такого дефицита в том числе по той причине, что карьера в этой области была популярна и востребована. Он отмечает, что СМИ и культура в целом работали над продвижением в обществе престижа строительных специальностей: снимали фильмы, писали книги, делались репортажи. Журналисты на регулярной основе освещали рекорды и прорывы в тех или иных направлениях строительства.

В современной России в этом направлении серьезно начали работать не так давно. Так, например, по словам Самохина, недавно Минстрой России организовал премьерный показ первого профориентационного художественного короткометражного кинофильма «Город крылатого коня» — это первая работа в линейке профориентационных кинокартин, интегрированных в программу проекта «Киноуроки в школах». Оно снято как раз для будущих абитуриентов строительных вузов. Также, по его словам, в сотрудничестве с НИУ МГСУ компания ДОМ.РФ представила свою линейку профориентационных и просветительских видеороликов, в которых известные в отрасли профессионалы рассказывают о своей профессии.

«Необходимо создавать дифференцированный и высокопрофессиональный контент разного формата и жанра. Это могут быть видеоблоги, интервью с ведущими экспертами отрасли, подкасты с кадровыми специалистами и экспертами компаний-застройщиков, научно-исследовательскими центрами и институтами, стримы и прямые эфиры», — считает Вадим Самохин.

Минстрой также подтверждает, что для привлечения людей в стройку и ЖКХ в России в настоящий момент организуются различные профориентационные мероприятия, реализуется проект «Профессионалитет» по подготовке специалистов рабочих специальностей, внедряются новые программы дополнительного профессионального образования по переподготовке специалистов в соответствии с запросом работодателей.

«Стоит отметить, что Центром компетенций образовательной деятельности Минстроя России организовываются и проводятся отраслевые форумы, конкурсы профессионального мастерства и чемпионаты, создаются видеоматериалы, популяризирующие строительные профессии и деятельность строительного комплекса, проводятся профориентационные уроки для педагогов общеобразовательных организаций, образовательные интенсивы для школьников и студентов учебных организаций, а также развиваются отраслевые образовательно-производственные центры (кластеры)», — сообщили в ведомстве.

Помимо этого, как отметили в министерстве, проводятся и масштабные форумы, богатые не только насыщенной деловой, но и соревновательной программами. Например, в этом году в четвертый раз пройдет Международный строительный чемпионат, который за предыдущие годы посетили порядка 24 тыс. человек, а также форумы «Молодой специалист — строитель будущего», участниками которых стали более 23 тыс. человек по всей стране, более половины из которых — студенты.

Фото: freepik.com

Данила Белов
Внештатный автор

Обновлено:

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Telegram