Назад

Новые города: есть ли будущее у проектов

Изображение новости
Фото: freepik.com

Порядка десяти новых городов может появиться на карте России в ближайшие годы. Планируется, что в них будут жить до 1,5 млн человек. Чиновники предполагают, что появление современных комфортных агломераций станет новым стимулом для развития регионов. Насколько новые проекты будут успешными, эксперты прогнозировать не берутся, ведь такие инициативы требуют особой поддержки властей и значительных инвестиций.

Более 80% городов в стране в последние 30 лет теряют население. Люди уезжают из небольших населенных пунктов в быстрорастущие агломерации, чтобы улучшить качество своей жизни: почти четверть населения России живут и работают в 16-ти городах-миллионниках. Еще есть 35 городов с населением более 500 тыс. человек и 1100 агломераций с количеством жителей до 500 тысяч человек, в них числятся около 38% россиян. И только 24% жителей России живут вне городов.

«В мегаполисы, конечно, едут за самореализацией. Это модно, это позволяет продвигать прогрессивные карьерные треки, и это тоже очень тяжело менять. „Донорами“ человеческого капитала для них (миллионников — прим.ред.) являются малые, средние города и крупные старопромышленные центры», — уточнил ИА Движение.ру Антон Финогенов, директор по развитию городской среды компании ДОМ.РФ.

Слова Антона Финогенова подтверждаются и данными Росстата. Жители России уезжают из восточной части страны, центрами притяжения становятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край. За последний год в столичный регион переехали более 110 тыс. человек, а в Краснодарский край — около 30 тыс. человек. Отток населения из субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, по прогнозам, продолжится: до 2045 года их численность по сравнению с 2023 годом сократится на 9,8 и 7,4% соответственно.

Одной из мер, которые могут помочь исправить ситуацию, чиновники называют строительство новых городов-спутников, в которых будет созданы качественные рабочие места, уникальная социальная и жилая инфраструктура. О необходимости развивать подобные проекты, в частности, на Дальнем Востоке, в ходе ВЭФ говорили предприниматели, чиновники и депутаты. Участники дискуссии отметили: задачу необходимо решать комплексно. Без поддержки бизнеса и государства даже новые агломерации вполне могут пополнить список депрессивных территорий.

«Трудностей при создании города много, начиная от выбора и оформления земельного участка и согласования документации до выстраиванием коммуникаций с жителями и оценки качества жизни на новой территории. Но главная сложность — баланс между стремлением к быстрой прибыли и созданием города действительно нового типа. Это в том числе разработка стратегии долгосрочного развития (50+ лет), которая способствуют не только экономическому росту, но и предусматривает наличие новых социальных и инженерных технологий, создание комфортной, устойчивой и высококачественной городской среды. Важно соблюдать принцип „быть успешным сейчас, оставаясь актуальным и современным спустя десятилетия“», — говорит Жанна Кадылева, директор проектов дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Правильный девелопмент сделает город привлекательным

Новый город должен создавать условия для привлечения частных инвестиций, стать рынком потребления и производства. Ключевые механизмы развития экономики новых городов включают диверсификацию, создающую многопрофильную экономику с промышленностью, IT-сектором, наукой и сферой услуг.

«Инвестиции в качественную инфраструктуру привлекают бизнес и улучшают жизнь населения. Привлечение высококвалифицированных кадров через образовательные программы и рабочие места в перспективных отраслях стимулирует инновации. Технологические решения, такие как „умные“ технологии и автоматизация, повышают эффективность городов, а государственная поддержка в виде льгот и субсидий ускоряет развитие бизнеса. Туризм также играет важную роль, создавая дополнительные потоки доходов», — уточнила ИА Движение.ру Жанна Кадылева.

Новые города могут стать точками притяжения, если их создание связано со строительством новых предприятий, разработкой месторождений, созданием среды, которая предоставляет жителям постоянную занятость и стабильно высокий уровень дохода, утверждают эксперты. Это индустриальные города, аналогичные тем, что создавались несколько десятилетий назад, но с новыми подходами.

Принципы, которые должны лежать в основе создания новых городов*:

• Технологичность: новые города станут витриной передовых технологий — от ИИ до биотехнологий, формируя пространство для экспериментов и инноваций.

• Экологичность: минимизация влияния на природу и создание здоровой городской среды через регенеративные технологии.

• Инвестиционная привлекательность: новый город — это рынок для частных инвестиций и диверсифицированной экономики, включая туризм.

• Эффективный маркетинг: создание привлекательности города за счет формирования образа будущего, который притягивает таланты и молодёжь.

• Семейноцентричность: город, где комфортно жить нескольким поколениям, способствует росту рождаемости и созданию больших семей.

*По данным АСИ.

«Важным изменением является необходимость с самого начала закладывать в проект многопрофильный подход. Новые города должны иметь не только предприятия, но и развитый социальный, культурный блок, сферу услуг и досуга, что позволит привлечь трудовые ресурсы на длительный срок», — считает Жанна Кадылева.

Инвестиции в новые города: власти или бизнес

Инвестиционная привлекательность — еще один важный аспект благополучия для нового города, отметила Кадылева. Новый город должен обладать развитой экономикой, быть привлекательным для туризма, а вся система взаимодействия муниципальных властей с бизнесом должна вести как минимум к безубыточности его управления.

«Новые города — сам по себе крупный инвестиционный проект. Конечно, они должны реализовываться с привлечением частных инвестиций и обеспечивать точки роста территории», — уточнила представитель АСИ.

Чтобы новые города или города-спутники появлялись — деньги на их создание должны идти от частных компаний. Так считает инвестор действующего нового города Доброград Владимир Седов, владелец компании «Аскона». Исключение — Иннополис в Татарстане. Он построен исключительно на государственные средства, с целью развития науки и технологий.

«Доброград — это проект города во Владимирской области. В нем проживают люди из 73 регионов России и 24 стран мира. Это первый пример создания нового города с привлечением частных инвестиций. Я не девелопер и никогда им не был. Но... мы каждый день наблюдали, как из небольших городов уходит молодежь. То есть муниципалитеты не-мегаполисов сначала вкладывают деньги в рост детей, а потом они уезжают в мегаполисы, которые уже встраивают их в экономику. И я подумал, что надо сделать город, из которого не уезжает молодежь. За 10 лет средний коэффициент рождаемости в Доброграде — 3,8 на семью при минимуме 2. В мегаполисах он меньше, только 1,5», — пояснил Седов.

Для людей, приезжающих в новые города, необходимо создавать не только рабочие места, но и сервисы — от ресторанов и парикмахерских до образовательных центров и медицинских услуг, при этом они должны создаваться через дотации от государства, бизнес на себя убытки низкого спроса брать не будет, считает Антон Финогенов. Построить такую экономику частному инвестору в городе с нуля — это не только финансовые, но и организационные усилия и риски. Сложность таких проектов очень высокая, поэтому их мало.

Как инвесторам привлекать людей в новые города

Без людей строительство новых городов вообще не выйдет за пределы возведения пары первых домов, говорят эксперты. Чтобы такие регионы были еще и экономически устойчивыми и выгодными для инвесторов необходимо, чтобы там жили специалисты, имеющие высокую квалификацию. Также должны быть реализованы качественные и крупные проекты в сфере занятости, уточнил Антон Финогенов. Но это сложно и дорого, поэтому инвесторам логичнее создавать именно города-спутники, размещая их вблизи с существующими агломерациями.

«Стимулировать людей переехать в малый город гораздо сложнее, чем раньше, так как жители стали более требовательными к городской среде. Для этого нужны вложения не только в занятость, но и в уникальную жилую и социальную инфраструктуру, что делает такие проекты еще дороже», — поясняет директор по развитию городской среды ДОМ.РФ.

Лекарство, но не панацея

В России в 2024 году самая низкая рождаемость за 25 лет. Так, в первой половине 2024 года родились чуть меньше 600 тыс. детей. Это на 16 тыс.меньше, чем за такой же период 2023-го. Такие данные опубликовал Росстат.

Практически в каждом регионе из-за демографической ямы и оттока населения существует проблема кадрового голода, и для многих локаций новые экономически перспективные проекты — это еще и козырь в борьбе за человеческие ресурсы, возможность предложить интересную работу с конкурентной зарплатой и комфортной городской средой, пояснил ИА Движение.ру Даниил Веретенников, руководитель проектов проектного офиса ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ).

«Новые города — не панацея от проблем с демографией, рождаемость улучшит сложная совокупность мер в рамках социальной, экономической, культурной и жилищной политик. В городах-спутниках люди смогут жить в более просторных домах и квартирах. Вопрос — кто профинансирует инфраструктуру и рабочие места. Новые города — это точечные истории, и рассматривать их для решения демографической проблемы в масштабах страны не стоит», — прокомментировал ИА Движение.ру Антон Финогенов, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ.

Впрочем, сфокусироваться на механизмах поддержки городов-спутников в агломерациях все-таки необходимо, считает представитель ДОМ.РФ. Особенно это актуально для таких крупных центров как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. Новые «спутники» могут быть построены в радиусе до 100-150 километров. При условии, что логистика обеспечивается благодаря скоростной транспортной инфраструктуре. Такой подход позволяет вовлекать еще больше депрессивных территорий, малые и средние города получают шанс выйти на траекторию роста и превратиться в растущие города-спутники.

Какие города могут появиться в России

В истории новой России не один раз заявлялись проекты строительства городов, которые казались перспективными, но до конца так и не были реализованы. Например, Новое Ступино в Ступинском районе Московской области или «Куб А» — проект заявленный как город-спутник Краснодара, а, по сути, ставший просто очередным городской микрорайоном. Еще был проект «Экономик Сити» в Забайкалье — представленный на форуме MIPIM в Каннах, но затем замороженный, также как и «Лазурный берег» на Каспии и «Город здоровья» в Ставрополье. Но в списке есть и более позитивные примеры новых городов, строительство которых уже стартовало — уже ранее упомянутые Доброград и Иннополис, а также СберСити и Сколково, который вокруг себя создал кластер жилой застройки. Так СберСити на Рублёво-Архангельском площадь застройки составит 461 га, а проживать здесь смогут более 65 тыс. человек. Первые объекты введут в эксплуатацию в 2024 году, а весь проект планируется завершить к 2032 году. Город строится на инвестиции от Сбера и только в инфраструктуру планируется вложить свыше 200 млрд руб. В Сколково же рассчитан на 17 тыс. человек, а сейчас там проживает свыше 2500 человек. Инвестором в конце 200-х стала компания "Реновы«.В среднем инвестор вложил в строительство Сколково более $1 млрд.

В редакции ИА Движение.ру изучили: какие города сейчас строятся, кто является инвестором и на какой стадии находятся проекты.

Город-спутник Владивостока

Основные показатели:

  • Площадь застройки: 1,4 тыс. га.
  • Объем строительства: 1,8 млн кв. км.
  • Планируемое количество жителей: 80 тыс.

В Приморском крае в скором будущем появится город-спутник Владивостока. Согласно мастер-плану застройщики должны возвести там более 1 млн кв. м. жилья. Как рассказал министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков во время своего выступления на сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), строительство города-спутника Владивостока обойдется в 970 млрд рублей и потребует бюджетных инвестиций в 300 млрд руб. Такая сумма указана в подготовленном мастер-плане, который рассчитан до 2036 года, а первые объекты начнут возводить уже в 2025-м.

Город-спутник Чекунков назвал флагманским проектом, в котором будет учтен опыт таких проектов, как Доброград во Владимирской области, Иннополис в Татарстане, СберСити под Красногорском, а также международный и исторический опыт. И он появится благодаря бизнесу, уточнил министр. В 2018 году 10 тыс. га. отданы под ТОР «Надеждинская», там стали запускаться предприятия. Но резиденты хотят на этой территории строить и жилье.

«Подготовили мастер-план, ППТ, провели изыскания грунтов и в тесном контакте с бизнесом, с крупнейшими финансовыми организациями, приступаем к формированию консорциума застройщиков. Во Владивостоке очень сложно с транспортной логистикой, а такая расшивка Владивосток — Артём — Спутник должна создать новую столицу Дальнего Востока. Хочется, чтобы это пространство было интересно не только жителям ДФО, но и туристам. Возможно здесь здесь появиться такой приморский Геленджик», — пояснил Чекунов.

«Экополис»

Основные показатели:

  • Площадь застройки: 34 га.
  • Объем строительства: 2,8 млн кв. м.
  • Планируемое количество жителей: 300 тыс.

Город «Экополис» от ГК «Самолет» должен появиться в районе сахалинского Корсакова. Суммарная стоимость проекта — 65,8 млрд руб. Как рассказали ИА Движение.ру в компании, город станет центром притяжения специалистов, работающих в сфере логистики, разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и водородной энергетики

«При реализации проектов новых городов мы мыслим не только в городском масштабе, но и в региональном. По сути, такие инициативы предоставляют уникальный шанс „перезапустить“ экономическую жизнь локации и всей окружающей ее агломерации — сделать ее новым центром притяжения для молодежи, объединить в единый стратегический контур развития все инвестиционные проекты, будь то жилье или инфраструктура — транспортная, коммерческая или оздоровительная. Помимо глубоководного порта у Корсакова есть также огромный туристический потенциал, обусловленный его уникальной природой», — уточнил Илья Петрасов, директор по развитию «Самолет Страна» (входит в группу «Самолет»).

Особенность реализации проектов новых городов состоит в том, что девелопер имеет возможность создавать городскую ткань буквально с нуля, не опираясь на окружающую застройку, пояснил ИА Движение.ру Илья Петрасов. Это требует также значительных усилий по созданию новой инфраструктуры, в том числе — инженерной, социальной, дорожной, коммерческой, досуговой. Развитие больших проектов невозможно только силами бизнеса, поэтому требуется поддержка со стороны властей.

«Стратегия „новых городов“ уже прорабатывали в СССР. Например, это были проекты молодёжных кварталов, МЖК. Первый такой люди построили сами в городе Саров. Это был новый город, построенный после войны. Сейчас подход должен быть другой. Без привлечения бизнеса не обойтись. Жить в „Экополисе“ будут логисты и портовики, а порт Корсаков со временем станет „городом-музеем“», — уточнил в ходе ВЭФ губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

«DNS Сити»

Основные показатели:

  • Площадь застройки: 125 га.
  • Объем строительства: 650 тыс. кв. м.
  • Планируемое количество жителей: 25 тыс.

Помимо «Экополиса» на Дальнем Востоке может появиться еще один город — «DNS Сити» возле поселка Новый. По словам Дмитрия Алексеева, руководителя компании, создание комфортных городов — одна из основных задач в развитии страны.

«Проблема комфортных городов — это одна из ключевых трудностей ХХI века. Мне кажется, это даже вредная мысль — думать о том, чем будут заниматься люди в новых городах. Это рудименты старых подходов, из-за чего такие проекты не пошли в СССР. Как раньше строили: есть месторождение, надо его разработать, построить вокруг заводы и так далее. Сегодня это уже не работает, нужно думать о том, где людям будет комфортно жить», — пояснил Дмитрий Алексеев на ВЭФ.

Город-спутник «Арктика Парк»

Основные показатели города:

  • Площадь застройки: 200 га.
  • Объем строительства: 1,1 млн кв. м.
  • Планируемое количество жителей: 28 тыс.

Город-спутник «Арктика Парк» планируется построить к северу от Архангельска недалеко от международного аэропорта имени Федора Абрамова.

В строительство планируется вложить более 123 млрд руб и еще 20 млрд руб. потратить на социальную инфраструктуру, а также на благоустройство. В проект вошли школа на 2,9 тыс. мест и детский сад, рассчитанный на 2 тыс. малышей. Проект рассчитан на 20 лет и должен будет завершиться в 2044 году. Застройщиком выступит СЗ «ТСД».

Город-спутник «Южный»

Основные показатели города:

  • Площадь застройки: 2 тыс. га.
  • Количество жилья: 4 млн кв. м.
  • Планируемое количество жителей: 130 тыс.

Еще один город-спутник планируется возвести в районе Санкт-Петербурга. Общая площадь зданий составит 10 млн кв.м. Первичное соглашение о создании нового города-спутника подписали еще в 2012 году, однако активная реализация проекта началась только в 2023 году. «Южный» будет располагаться в Пушкинском районе Петербурга, вдоль федеральной трассы М20 — Киевского шоссе. Застройщиком первого этапа жилой недвижимости станет проектная компания «ЗаСтрой», которая получила земельные участки площадью 240 тысяч кв. м.

Строительство началось с ИТМО Хайпарк — комплексного научно-образовательного и инновационного центра с кампусом Университета ИТМО. За его возведение взялась компания АО «Политехстрой».

«Мы создаем на юге города Технологическую долину. Глава государства поддержал этот проект, который помогает реализации потенциала Северной столицы в науке, образовании, передовой промышленности и высоких технологиях. Дополнительный импульс развитию города-спутника „Южный“ придаст эффективное транспортное обслуживание. В первую очередь — строящаяся Широтная магистраль скоростного движения и ее интеграция в систему улично-дорожной сети Петербурга», — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

«Паркоград»

Основные показатели города:

  • Площадь застройки: 5,4 тыс. га.
  • Количество жилья: 4 млн кв. м.
  • Планируемое количество человек: 150 тыс.

Новый город может появиться на территории Борской поймы на левом берегу Волги, вблизи Нижнего Новгорода. Концепция «Паркограда», разработанная еще в 2020 году, предусматривает застройку жильем не выше трех этажей и плотность ниже, чем в обычных городах.

«Проект реализуется в месте с большим количеством рек и озер. Здесь можно будет создать много общественных пространств по образу Санкт-Петербурга. А его расположение в 10 минутах от Нижнего Новгорода позволит сэкономить на части дорогостоящих проектов по созданию социальной инфраструктуры», — пояснил на ВЭФ замгубернатора Нижегородской области Егор Поляков.

Изображение
Клиндухова Юлия
Журналист-редактор

Обновлено:

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Telegram