Илья Пискулин, CEO компании DEVISION: «Для лучших из нас наступило время возможностей»
Российский рынок недвижимости можно назвать относительно молодым, но ему уже пришлось пережить немало потрясений.
Я был свидетелем трех кризисов, но лучше всего помню события 2015 года, которые прожил, можно сказать, «собственным телом».
Помню в деталях: наше маркетинговое агентство работало со многими девелоперами. В ноябре и декабре 2014 года в их отделах продаж стояли нескончаемые очереди: люди избавлялись от рублей, обменивая их на квартиры.
А потом вплоть до осени 2015 года воцарилась звенящая тишина. Застройщики продали лучшее за бесценок и остались с неликвидом, — ведь в то время еще не было динамического ценообразования. В условиях инфляции, огромной ипотечной ставки и абсолютно не работающей рекламы.
При этом многие активы находились в залоге у банков. Чтобы продать квартиру, надо было снять обременение. Для этого нужны деньги, которых нет — патовая ситуация. Но именно благодаря тем сложным временам рынок стал таким, какой он есть сейчас.
Тот кризис показал, что мы можем очень многое. И тех коммерческих директоров, директоров по продажам, которые застали 2015 год, — их точно не испугать кризисом 2024 года.
К тому же мы вошли в турбулентность 2024 года с проектным финансированием и эскроу-счетами. Раньше любая проблема, которая приходила в отрасль, была чревата не просто отсутствием прибыли, но и смертью девелоперских компаний из-за недостроев. Сейчас все иначе.
Конечно, сам факт спада нельзя назвать положительным, но я думаю, что все происходящее было нужно отрасли. Пришло уж слишком много несистемных игроков: деньги в последние годы зарабатывались сами. Современный девелопмент находится в большом кризисе жанра.
Этим летом мы проводили форум недвижимости «Движение» в пятый раз, и поняли, что в секциях маркетинга и продаж звучало все то, что уже когда-то было сказано. Все уже не ново, все уже всеми применяется в том или ином виде. Причина проста: в отрасли давно не было продолжительных периодов спада. Девелоперы не спешили кардинально перестраивать свои бизнес-процессы. Зачем придумывать что-то новое, если старое работает? Поэтому кризис назрел сам собой.
Если вбить в строку поисковика слово «кризис», то в выдаче мы найдем, что это — «период перемен, в котором существовавшие ранее методы достижения результата перестали работать». А еще мы найдем информацию о том, что кризис — это приговор. По сути, это два разных варианта развития ситуации. Два сценария, по которым предстоит пойти девелоперам. Либо придумывать новое, либо умирать. Мне хочется верить, что большая часть выберет первое. Актуальность новшеств как никогда высока.
Обновлено:
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Telegram