Назад

Сергей Пахомов: «Рынку недвижимости нужны новые механизмы поддержки»

Изображение новости

После отмены льготной ипотеки под 8% органы власти и девелоперы должны совместно разработать новые механизмы поддержки рынка недвижимости. Но для «разгона» рынка этого недостаточно. Нужна еще и реформа градостроительной политики. Такое мнение высказал председатель комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйств Сергей Пахомов.

Поддержка рынков «вторички», наемных домов и ИЖС

Основной вопрос, который стоит сегодня перед всеми участниками рынка недвижимости, это то, как он будет выглядеть после отмены ипотеки с господдержкой под 8% годовых. Ответа на него пока никто не знает. Но все понимают, что страна не может жить только с одним механизмом приобретения жилья. Льготная ипотека занимает 70-80% рынка. Этот перекос начал негативно влиять на общую ситуацию в отрасли. Мы в течение двух лет на разных площадках давали рынку сигнал о том, что скоро это закончится, нам нужны иные механизмы, побуждали искать их вместе. Но никто не торопился. Поэтому сегодня оказались в ситуации, когда должны срочно, в горизонте полугода, придумать дополнительные механизмы стимулирования рынка.

Здесь есть над чем подумать. Сейчас обсуждаются разные подходы — это и стимулирование рынка вторичного жилья, и развитие наемных домов, и поддержка ИЖС. Например, буквально в ближайший месяц выйдет закон об эскроу-счетах в ИЖС. Всем нам надо потрудиться, чтобы найти дополнительные разгоняющие рынок механизмы. Строительство — это серьезный драйвер экономики, влияющий на многие сферы жизни, в том числе, на рынок труда. На одно рабочее место в строительной отрасли приходится 5-7 мест в смежных отраслях. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы этот рынок развивался.

Нужны изменения в градостроительной политике

Рынку нужна внятная градостроительная политика. Поэтому на первый план выходит стратегическое территориальное планирование. Это основа всего. Прежде чем давать регионам любые средства, нужно увидеть их версию программы развития на обозримую перспективу. Сейчас только часть регионов профессионально работает в этом направлении. Нарисовать детально город, каким он будет через 20 лет, учитывая динамику развития, которую мы видим, сегодня, наверное, утопия. Но четко понимать базовые векторы развития, выявлять потенциал каждого квадратного метра города необходимо. Планирование городской застройки должно на несколько шагов опережать предоставление земельного участка под реализацию конкретного проекта. Я сейчас говорю о будущем, в котором девелопер подстраивается под градостроительные планы муниципалитета и региона, а не наоборот, как происходит сейчас. При этом у города должно быть право отказать инвестору, если его проект не укладывается в планы территориального развития. И это не такое уж далекое будущее. Уже скоро появятся соответствующие изменения в законодательстве.

Документ долгосрочного планирования развития территории, понятный всем участникам процесса, а не только специалистам, должен быть у каждого муниципалитета. Все субъекты градостроительных отношений, изучив его, должны одинаково понимать будущее территории, и, на этом основании, строить планы. Mы уже ввели новый инструмент — единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования. Он может заменить генплан и ПЗЗ, если муниципалитет примет такое решение.

В дальнейшем мы будем делать все возможное, чтобы стимулировать, поддерживать регионы в этой работе. Они уже получили большое количество полномочий в сфере градостроительной политики. По сути, сегодня регион может практически все. Но он должен и нести ответственность за принятые или, наоборот, непринятые решения. Приведу в пример один регион, где недавно сменился губернатор. В центре столичного города стоит расселенный за 5 млрд рублей квартал двухэтажных и уже, по сути, развалившихся домов. С одной стороны сияет огнями роскошный отель, с другой — высотные дома с дискотеками наверху, а между ними этот квартал. Его цена на рынке — 10 млрд рублей, а в отдаленной перспективе можно получить 20 млрд в бюджет региона. Но при этом местные власти идут к нам за деньгами, просят на расселение аварийного жилья и другие направления. Должна быть ответственность за неудолетворительное выполнение функций по градполитике. И такую ответственность мы готовы вводить на законодательном уровне.

Точка зрения спикеров в материалах, которые публикуются в разделе «Колонка», может не совпадать с мнением редакции.

Фото: Игорь Родин, Антон Новодержкин/фотохост-агентство РИА Новости

Изображение
Сергей Пахомов
Председатель комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйств

Обновлено:

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Telegram