Назад

Максимальный рост за пять лет: в России новостройки бизнес-класса занимают 16% предложения

В России доля жилья бизнес-класса к концу 2025 года достигла 16%, больше всего предложение нарастили Омск, Казань и Красноярск. При этом рост доли «комфорта» в общем объеме строительства, наоборот, замедлился, как и темпы сокращения типового жилья с пониженными качественными характеристиками.
Изображение новости
Фото: SERGEI ILNITSKY/EPA

В декабре 2025 года объем строительства новостроек бизнес-класса в России составил 19,31 млн кв. м, в общей массе они занимают 16%. За год доля выросла на 1,72 п.п. — это максимальная динамика за последние пять лет, выяснили аналитики «Движение.ру», изучив данные Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС). 

Расчет на основе ЕИСЖС велся в целом по стране и отдельно по миллионникам и Тюмени. Показатель Санкт-Петербурга рассчитан с учетом районов города, составляющих Санкт-Петербургскую агломерацию, но административно относящихся к Ленинградской области. В исследование не было включено жилье, относящееся к элитному классу, так как в большинстве российских мегаполисов его доля крайне мала или жилье такого класса не строится.

Класс «Бизнес»
Год Объемы строительства, млн кв. м Доля в общем объеме строительства Изменение год к году, п.п.
2021 12,40 12,87% 0,89
2022 12,85 13,02% 0,15
2023 13,82 13,03% 0,01
2024 16,33 14,27% 1,24
2025 19,31 15,99% 1,72

Источник данных: ЕИСЖС 

В 2025 году доля жилья бизнес-класса в общем объеме строительства сильнее всего выросла в Омске — там показатель увеличился в пять раз, с 2% до 10%. Также значительная динамика прослеживается в Казани — с 28% до 34%, Красноярске — с 6% до 12%, Нижнем Новгороде — с 24% до 29%, Тюмени — с 2% до 6%, Ростове-на-Дону — с 25% до 29%.

Сократилась доля жилья бизнес-класса только в четырех городах. Например, в Челябинске процент такого предложения снизился с 13% до 8%, в Новосибирске — с 11% до 9%, в Волгограде — с 8% до 7%, в Екатеринбурге — с 6% до 5%.

Город Доля жилья бизнес-класса, декабрь 2024 года Доля жилья бизнес-класса, декабрь 2025 года
Москва 36% 38%
Казань 28% 34%
Ростов-на-Дону 25% 29%
Нижний Новгород 24% 29%
Уфа 19% 22%
Самара 16% 18%
Санкт-Петербург 15% 15%
Красноярск 6% 12%
Омск 2% 10%
Новосибирск 11% 9%
Пермь 7% 8%
Челябинск 13% 8%
Волгоград 8% 7%
Краснодар 6% 7%
Тюмень 2% 6%
Екатеринбург 6% 5%
Воронеж 4% 5%

Источник данных: ЕИСЖС 

Замедление стройки сокращает долю «комфорта» на рынке 

На рынке новостроек более массового класса прослеживаются иные тенденции: рост доли комфорт-класса в текущем строительстве замедлился. Если с 2022 по 2024 год она прибавляла по 2–4 п.п., увеличившись за этот период с 54% до 61%, то в 2025-м изменение составило всего 0,92 п.п. Таким образом, доля этого сегмента достигла 62%. 

«Разнонаправленная динамика изменения долей жилья бизнес-класса и комфорт-класса объясняется тем, что первый традиционно менее зависит от ипотечных программ. Это более качественное, а значит более дорогое жилье, которое чаще всего не влезает в лимиты тех же льготных ипотек, не является предметом массового спроса в большей части крупных городов. В бизнес-классе выше доля инвестиционных сделок. Спрос на него в принципе более устойчив, чем в более массовых сегментах. Комфорт-класс же сейчас испытывает определенные трудности, стройка замедляется, замедляется и рост его доли», — говорит руководитель аналитического центра «Движение.ру» Ян Гравшин.  

Класс «Комфорт»
Год Объемы строительства, млн кв. м Доля в общем объеме строительства Изменение год к году, п.п.
2021 50,12 52,01% -0,02
2022 53,32 54,02% 2,01
2023 61,33 57,84% 3,81
2024 69,71 60,93% 3,10
2025 74,71 61,86% 0,92

Источник данных: ЕИСЖС

Долю жилья комфорт-класса в 2025 году нарастили девять мегаполисов. Значительнее всего — Челябинск (с 52% до 64%), Тюмень (с 79% до 90%) и Волгоград (с 63% до 73%). Еще в двух городах показатели не изменились — такая картина прослеживается в Перми и Новосибирске. 

Сократили предложение в «комфорте» шесть миллионников. Наибольшая динамика зафиксирована в Омске, где доля снизилась с 72% до 57%. Также значительными изменения оказались в Краснодаре (с 90% до 80%).

Город Доля жилья комфорт-класса, декабрь 2024 года Доля жилья комфорт-класса, декабрь 2025 года
Тюмень 79% 90%
Пермь 84% 84%
Екатеринбург 77% 83%
Краснодар 90% 80%
Санкт-Петербург 73% 74%
Волгоград 63% 73%
Новосибирск 71% 71%
Красноярск 71% 67%
Ростов-на-Дону 66% 64%
Челябинск 52% 64%
Уфа 58% 57%
Нижний Новгород 60% 57%
Омск 72% 57%
Воронеж 49% 54%
Казань 55% 51%
Самара 42% 48%
Москва 28% 31%

Источник данных: ЕИСЖС

Доля «эконома» сокращается, но темпы в 2025-м замедлились

Одновременно со снижением темпов роста доли комфорт-класса в общем объеме строительства замедлился процесс сокращения доли типового жилья на рынке недвижимости. В период с 2022 по 2024 год доля эконом-сегмента теряла нарастающе по 3–5 п.п., а в 2025-м снижение замедлилось до 2,83 п.п.

Класс «Типовой» («Эконом»)
Год Объемы строительства, млн кв. м Доля в общем объеме строительства, % Изменение год к году, п.п.
2021 31,80 33% -0,57
2022 29,60 30% -3,01
2023 27,18 25,6% -4,36
2024 23,64 20,7% -4,96
2025 21,54 17,8% -2,83

Источник данных: ЕИСЖС 

Лишь в трех миллионниках страны доля жилья эконом-класса по итогам 2025 года выросла — в Краснодаре, Омске и Новосибирске. В других мегаполисах, за исключением Санкт-Петербурга, процент жилья с пониженными качественными характеристиками сокращался. Причем сильнее всего — в Тюмени, Самаре и Волгограде. 

Город Доля жилья эконом-класса, декабрь 2024 года Доля жилья эконом класса, декабрь 2025 года
Воронеж 46% 41%
Омск 23% 31%
Самара 36% 28%
Челябинск 29% 22%
Красноярск 23% 21%
Волгоград 28% 20%
Новосибирск 16% 19%
Уфа 22% 17%
Тюмень 27% 13%
Краснодар 4% 13%
Москва 17% 12%
Екатеринбург 17% 11%
Нижний Новгород 15% 10%
Санкт-Петербург 9% 9%
Казань 8% 6%
Ростов-на-Дону 7% 5%
Пермь 8% 4%

Источник данных: ЕИСЖС

Движение.ру

Обновлено:

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Telegram
Комментировать

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи

Лента рынка
недвижимости

Перейти в ленту

ФАС потребовала от ПИК допустить к их ЖК других провайдеров, а не только Lovit

Движение
Движение

Максимальный рост за пять лет: в России новостройки бизнес-класса занимают 16% предложения

Движение
Движение

В 3 раза быстрее: как ГК «Атлас девелопмент» ускорил заселение и повысил качество сервиса

Движение
Движение

Краснодар стал антилидером по срокам продаж новостроек среди мегаполисов РФ

Движение
Движение

Продажи новостроек могут упасть в три раза в 2026 году — мнение

Движение
Движение

Выдача ипотеки на ИЖС и готовые дома сократилась на 56% с начала года

Движение
Движение