
Росконгресс Урбан Хаб: «У застройщиков много проблем с московскими КРТ, но спрос на них продолжает расти»
Главное отличие московских и региональных КРТ состоит в том, что в столице России власти вынуждают застройщиков самостоятельно возводить социальную инфраструктуру и не согласовывают объекты без нее, а в регионах город берет на себя это бремя. Как эти проблемы решают девелоперы и почему все же спрос на КРТ растет рассказала ИА Движение.ру Юлия Зубарик, эксперт-стратег по развитию городов и территорий, руководитель Росконгресс Урбан Хаб, генеральный директор градостроительного бюро «Мастер план».
КРТ в регионах — все ждут, этот прогрессивный механизм, активно работающий на рынок девелопмента. В основном участки КРТ — это не вовлечённые в хозяйственный оборот городские земли. Здесь так же прописывается порядок и механизм реализации и четко закрепляется что и в каком объеме реализовывает девелопер. Но чаще всего инвестор реализовывает только жилье и редко социальные объекты. Город же берет на себя транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру. Это дает преимущества обеим сторонам — девелопер получает выход на новый рынок и «летающую» бизнес модель, а регион пополнения в бюджет, которые ему так необходим для развития социально-экономического потенциала. Но в Москве КРТ реализуется иначе
Собственники и правообладатели земельных участков часто не хотят, чтобы их включали в программу КРТ. К примеру, есть хорошая работающая складская база и собственник внезапно узнает, что его участок теперь в КРТ и там планируется строительство офисного центра. Это еще неплохо. А если город запланировал там строительство школы, то ничего бизнесмену не остается как идти «сдаваться».
Кроме того, следует заметить, что собственнику и правообладателю земельного участка сильно повезет, если КРТ будет сформировано исключительно из его территории, а не из нескольких земельных участков, принадлежащих разным юридическим лицам. Тогда у собственника есть шанс реализовать КРТ самому. А если КРТ сформирован из двух и более юридических лиц, то договориться о совместной реализации практически невозможно.
В итоге собственники и правообладатели просто теряют свои земельные участки и получают компенсацию, выражающуюся в выплате строго по их кадастровой стоимости. Сами же территории реализовываются на аукционах, где приобретаются сторонними инвесторами, часто представляющими собой крупные девелоперские компании.
Вся реализация проекта по КРТ ложится на застройщика. В отличие от регионов, московские власти никак не участвуют в строительстве транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, мест приложения труда и досуга, но при этом не согласовывают объекты, которые не содержат всех этих параметров.
Так в КРТ, находящихся далеко от центра Москвы, появляются большие офисные объекты, на которых потом будет сложно найти арендаторов, так как одних лишь местных жителей не хватает для обеспечения окупаемости и заполняемости объектов.
Тем не менее, сам спрос на КРТ в Москве крайне велик и, скорее всего, в ближайшее время только продолжит увеличиваться. Это значит, что финансовая модель КРТ, не смотря на обозначенные выше проблемы, работает и достаточно эффективно.
Кроме того, дальнейшему развитию механизма КРТ поспособствует и назначение на пост заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимира Ефимова, в планах у которого расширить действие программы на все земельные участки, доступные для застройки, в пределах города.
Фото: freepik.com
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи