
— Какие итоги года вы можете подвести? Что происходит с финансовыми показателями? Какие факторы на это влияли?
— Для российского девелопмента 2025-й стал годом вызовов и испытаний — на рынке произошел комплексный спад спроса при росте себестоимости строительства. Что закономерно повлекло за собой сокращение выручки застройщиков.
Мы изменили подход к ведению бизнеса и сосредоточились не только на увеличении доходов, но и на тщательном учете расходов. Начали уделять внимание каждой статье, что позволило более детально анализировать, куда уходят средства и как можно оптимизировать затраты. Появилось больше дисциплины, это привело к более взвешенному и продуманному управлению финансовыми потоками.
Также переосмыслили подходы к управлению персоналом. В 2025 году оптимизировали штат на 11%. Вместо того чтобы увеличивать численность, фокусируемся на эффективности уже имеющихся сотрудников. Стараемся усиливать ключевые команды, обеспечивая их нужными ресурсами и поддержкой, чтобы максимизировать их потенциал и результаты работы.
Оптимизация коснулась всего. Единственное, что не оптимизировали, это продукт, потому что главный на рынке — покупатель и весь фокус внимания направлен именно туда.
Если вспомнить начало 2025 года, прогнозы рисовались намного страшнее. При отсутствие рыночной ипотеки как формы сбыта мы оказались в ситуации, требующей оперативных и смелых решений.
Мы поняли, что для достижения успеха необходима гибкость и готовность экспериментировать. В процессе работы мы не боялись неудач, наша команда активно внедряла новые идеи. Благодаря совместным усилиям смогли достичь положительных результатов, подтвердив, что в условиях кризиса именно скорость и способность к адаптации становятся ключевыми факторами успеха.
— Компании продолжают корректировать свои планы развития, переносят проекты, сокращают запуски. Пришлось ли от чего-то отказаться? Какие проекты планируются к реализации в ближайшем будущем?
— Для группы компаний ТОЧНО главное достижение 2025 года – это расширение географии. Мы ни от чего не отказывались, все новые объекты были приобретены за последние полтора-два года. Мы осознавали, в какой непростой ситуации на рынке заходим с новыми проектами.
В этом году у нас стартовали проекты в Ростове-на-Дону и Татарстане. Появилась Тюмень — самая удаленная точка от нашего домашнего региона. А также обозначили масштабные планы о выходе в новые регионы — ДНР и ЛНР. Отдельная веха — Москва. Настоящим федеральным девелопером ты становишься тогда, когда у тебя есть проект в столице. В 2025 году мы эту цель достигли.
Ну и, конечно, очень важным событием в развитии группы компаний стало то, что мы вышли за рамки привычного многоквартирного строительства. У нас появился объект ИЖС. Более того, мы замахнулись на амбициозною идею создать не просто поселок с частными домами, а всесезонный курорт. Местом для строительства выбрали Северский район, станицу Убинскую – одно из самых живописных мест края.
Всего в 40 минутах от энергичного и делового Краснодара – в предгорье Кавказа, где нет городской суеты, только тишина и красота природы, мы создаём уникальный всесезонный курорт с премиальным туристическим сервисом. Назвали мы его в честь известной горы — «Собер-Баш курорт».
— Какие форматы недвижимости будут востребованы в будущем и как изменится продукт в сегменте жилой недвижимости?
— Если появятся программы, и будут увеличены лимиты на двух — и трехкомнатные квартиры, то, конечно, они будут продаваться лучше. Это действительно тот товар, который залежался на полке, но потребность в улучшение жилищных условий никуда не исчезла. Мы сделаем все для того, чтобы продавались в первую очередь именно квартиры с большими площадями.
Девелоперы уже выполняют значимые социальные функции — строят школы, детские сады и спортивные объекты — этого явно недостаточно для системного решения демографических задач. Комплексный подход к развитию жилищного рынка должен включать как традиционную социальную застройку, так и актуальные финансовые инструменты, позволяющие семьям выбирать жилье, соответствующее их реальным потребностям. Но если и дальше у людей будет возможность приобретать только студии и однокомнатные квартиры, то из-за отсутствия перспектив улучшить жилищные условия о рождении детей и демографическом росте говорить сложно.
— Как трансформировалось отношение к продукту за это время и что, по-вашему, вышло на первый план?
— К сожалению, 2025 нельзя назвать годом, в котором покупатель сильно обращал внимание на продукт. Рыночные условия привели к тому, что люди выбирали по большей части по цене и размеру ипотечного платежа.
В 2025 многие застройщики прибегли к удешевлению отделочных работ и материалов — меняли решения в попытке удержаться в запланированных бюджетах и сроках реализации проектов. В данных условиях группа компаний ТОЧНО не отошла от своих принципов и сделала ставку на качество продукта.
Строим в среднем на 15-20% дороже, потому что применяем совершенно иные решения для комплексов. Мы признаны лидером по комплексному развитию территорий в ЮФО — этот подход реализуем во всех регионах присутствия. Продолжаем применять передовые решения в строительстве школ, детских садов, коммерческой инфраструктуре. Не отказываемся от строительства зеленых парков, пространств для фестивалей и концертов. Для нас важно сохранить высокое качество продукта, поэтому ни при каких обстоятельствах мы не позволили себе уйти в удешевление и ухудшение возводимых ЖК.
Надеемся, что уже к середине 2026 года рыночная ипотека вернется, и мы будем конкурировать не только ипотечными ставками, но и качеством продукта.
— Как меняется себестоимость жилья?
— Себестоимость выросла от 5 до 20% — в зависимости от материалов. И так как с 2026 года НДС повышается до 22%, то для строительной отрасли это означает прямой рост себестоимости: по самым оптимистичным оценкам еще на 7-9%, но фактически больше. Все эти факторы неизбежно повлияют и на цену недвижимости. Поэтому, если есть наличные средства, накопления, самое время покупать сейчас, потому что к концу 26-го года прогнозируем рост составит минимум 20-25%.
— Как отмена льготных программ повлияет дальше на продажи? Что требуется сегменту для активного роста?
— Разумеется, отрицательно. С 1 февраля 2026 года вступают в силу новые правила семейной ипотеки. Если раньше была возможность оформить льготную ипотеку и на мужа, и на жену, то с февраля это можно будет сделать только на одного из супругов. Помимо этого, отменяется и донорская ипотека – механизм, который открывал доступ к льготной семейной ипотеке тем, кто не имел на нее формального права. С 1 февраля этого инструмента также не будет.
Согласно опросам, большинство россиян считают приемлемыми ипотечные ставки до 12%. Но по прогнозу ЦБ к такому уровню мы придем не раньше 2027-2028 года. Поэтому даже если к 2027 году ставка снизится, то это уже не сможет компенсировать рост цен на недвижимость, которая к этому времени успеет подорожать на 10-15%.
Но даже в непростых условиях мы будем гибкими и сделаем все для того, чтобы покупка недвижимости оставалась доступной.
— Какие прогнозы можете сделать?
— Я смотрю в будущее с оптимизмом. Уверена, что 2026 год станет для отрасли и для страны годом выхода из кризиса. Все предпосылки для этого есть. Мы уже научились работать в новых условиях, принимать гибкие и быстрые решения. Времена меняются, и это нормально. Главное – не останавливаться и продолжать движение. Я искренне верю: все будет отлично, а насколько отлично, зависит от того, сколько усилий мы готовы приложить уже сегодня.
— Кто из застройщиков покажет устойчивость в текущей ситуации? И, возможно, даже сможет выиграть от ситуации?
— Устойчивыми будут те, кто продолжает развиваться и не боится действовать. Те, кто инвестирует в новые проекты, улучшает продукт, думает о покупателе и качестве жизни. Победят компании со сплоченными командами и сильными руководителями, которые умеют объединять людей и сохранять позитивный настрой.
В унынии не создать комфортное жилье и не превратить покупку в праздник. А ведь приобретение собственного жилья остается одним из самых радостных событий в жизни человека.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи