
Перезагрузка бизнеса: как цифровизация помогает управляющей компании стать сервисной
Всё больше УК и девелоперов переводят в онлайн взаимодействие с клиентами. Игроки рынка говорят, что цифровизация становится новым критерием конкурентоспособности и помогает продемонстрировать «прозрачность» ЖКУ, оптимизировать процессы управления и минимизировать конфликты с жильцами.
Управляющая компания — это коммерческая служба, привлеченная жильцами для того, чтобы создать для них комфортные условия для жизни в доме. Но, когда жители начинают воспринимать УК как «врага», желающего обогатиться за их счет, отношения между сторонами портятся.
Хотя каждый жилой комплекс иметь свои особенности и уникальных жильцов, честная и прозрачная работа управляющей компании может значительно улучшить взаимоотношения с жильцами. В квитанции жители не увидят оплату услуг трубочиста, если в доме нет печей или снятие денег за высадку зеленых насаждений, которая не делалась. Реальность же такова, что почти 60% жителей многоквартирных домов даже не знают перечень работ, которые должны выполняться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном на портале Госуслуги.
Идеальное положение вещей на рынке жилищных услуг наступает, когда жители сознательно выбирают определенную компанию, вместе с ней разрабатывают соглашение об уровне сервиса, определяют необходимый пакет услуг, учитывая особенности инженерных систем дома, и согласовывают цену обслуживания. В такой ситуации обе стороны — и собственники, и управляющая компания — довольны. Это утопия, но упростить процесс коммуникации между жителями дома и УК все же можно. Сейчас получать более комфортные услуги помогает цифровизация ЖКХ.
Жильцам такие технологии дают возможность упростить подачу заявок, сдачи показаний приборов учета, получение счетов и проведение их оплаты, а компаниям — автоматизировать рутинные операции, снизив трудозатраты сотрудникам и повышая лояльность жителей.
Цифровизация ЖКХ реализуется в рамках трех направлений:
Информирование жителей ЖК
Одним из главных преимуществ специальных мобильных приложений для управляющих компаний является возможность оперативного информирования жителей.
«Новости могут быть помечены как срочные или чрезвычайные и направлены жителям конкретного стояка, подъезда или всего жилого комплекса. Например, если отключился стояк, жители соответствующих квартир получат push-уведомление с подробной информацией и сроками устранения проблемы», — уточняет Иван Власов, директор IT-компании «Философт».
Обратная связь и решение проблем
Приложение позволяет жителям не только получать информацию, но и отправлять заявки в управляющую компанию.
«Приложение для УК закрывает самую главную боль — заявки от жильцов и ответы на них. Вопросы в онлайн режиме могут быть заданы по тарифам, уборке территории, гарантийному обслуживанию, аварийным ситуациям. Все заявки обрабатываются в соответствии с законодательными регламентами, а жители могут отслеживать их статус в режиме онлайн», — говорит Власов.
Прозрачность расходов
Еще один из самых актуальных вопросов для жильцов, который часто вызывает конфликтные ситуации — это прозрачность расходов управляющей компании.
«Все дополнительные услуги прописываются в квитанции отдельной строкой. Кроме того, прямо в приложении, жители имеют право запросить подробный отчет о деятельности управляющей компании за прошедший год, где будут указаны все расходы до копейки», — поясняет спикер.
Инициативы жильцов
Приложение также предоставляет возможность жителям проявлять инициативу и предлагать свои идеи по улучшению жилого комплекса.
«Если человек хочет, чтобы на детской площадке появилось новое оборудование или во дворе были высажены определенные цветы, он может написать об этом в чат или оформить заявку. Управляющая компания оценит затраты и примет решение о возможности реализации предложения», — поясняет директор IT-компании «Философт».
Сервис и комфорт
Внедрение подобных приложений — это шаг к превращению управляющих компаний в сервисные, ориентированные на предоставление качественных услуг и создание комфортной среды для проживания.
«Жители могут получать информацию о предстоящих мероприятиях, контролировать показания счетчиков и многое другое. Технологии на службе управления жильем — это не просто модный тренд, а реальный инструмент для повышения качества жизни и создания гармоничных отношений между жильцами и управляющими компаниями», — уточняет спикер.
Застройщики же, по словам эксперта, получают дополнительную финансовую выгоду используя, например, функцию маркетплейса, где представлены услуги третьих подрядных организаций.
«Люди ищут сантехников, электриков, штукатуров, маляров обычно на каких-то специальных сторонних сервисах. Но, когда эти все работники собраны в приложении управляющей компании, то становится более удобно и н уже нет необходимости постоянно искать что-то в интернете, читая отзывы и натыкаясь на недобросовестных исполнителей. А девелопер, в свою очередь, размещая в своем приложении, предложения об оказании услуг получает дополнительную прибыль», — комментирует Иван Власов.
Кажется от цифровизации управляющей компании одни плюсы, но развитие в этой области идет медленно и трудно. Высокая степень централизации, ограниченное участие частного сектора и, как результат — проблемы:
«Независимых компаний, которые предоставляют мобильные экосистемы для управления МКД сейчас немного. Многие девелоперы пробуют делать экосистемы для управления самостоятельно — кто-то более успешно, кто-то менее Но как показывает статистика, лучшее юзабилити обеспечивают все же независимые игроки», — резюмирует руководитель «Философт».
Так в России только 7,7% управляющих организаций, участвовавших в опросе проведенного в 2023 году на базе АНО «Умный многоквартирный дом» при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указали, что используют на своих объектах единую цифровую платформу (АСУЗ), а в число таких объектов попало только 3,8% от общего числа МКД, находящихся под управлением респондентов (3,4% квартир).
В заключении по этому опросу было сказано, что у нас в стране сравнительно низкий уровень внедрения цифровых сервисов в управляющих организациях, разнородность внедряемых решений, отсутствие интеграции между ними, низкое распространение АСУЗ.
В целом эксперты считают, что проникновение цифровых технологий в сферу ЖКХ будет расти и потенциал у рынка специальных мобильных приложений для этой отрасли есть.
Источник фото: freepik.com
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи