KEY CAPITAL: интерес застройщиков к теме редевелопмента и адаптации объектов растет
— Каковы сегодня болевые точки в сегменте жилой недвижимости и как, в связи с этим меняются запросы девелоперов на отраслевое обучение?
— Ключевая проблема заключается в определении спроса. Сегодня отсутствует четкое понимание того, как уровень продаж связан со спросом на рынке. Существуют различные гипотезы относительно причин его изменения: например, может быть обусловлено прекращением действия некоторых ипотечных программ либо изменением потребительских предпочтений. Если основной причиной снижения спроса является сокращение денежных средств у населения, задача сводится к более эффективному управлению бизнес-процессами, что позволит оптимизировать затраты, повысить экономическую эффективность и снизить себестоимость производимой продукции.
В случае, если рынок испытывает принципиальные изменения продуктового запроса, связанные с его эволюцией, потребуется не только снижение себестоимости, но и разработка нового продукта. Сегодня существуют несколько альтернативных гипотез, каждая из которых требует отдельного подхода и соответствующих решений по перечисленным направлениям.
— А в коммерческой недвижимости?
— Мы фиксируем рост интереса к теме редевелопмента и работам по адаптации существующих объектов — как продуктов, так и проектов. Такие процессы становятся популярными волнообразно, сегодня внимание приковано к офисной недвижимости. Также отмечается тенденция возвращения промышленного сектора в городскую среду, включающую обновленный подход к размещению производственных предприятий как на базе существующей инфраструктуры, так и за счет строительства новых объектов. Мы ожидаем корректировки спроса относительно развития гостиничных, курортных и отельных проектов вследствие завершения предыдущих программ поддержки. И ожидаем появления новых направлений развития на фоне повышенного интереса к внутреннему туризму.
— На пороге 2026 года, по вашим наблюдениям, равноценно ли востребованы застройщиками образовательные форматы офлайн и онлайн? И как за прошедшие пять лет изменилось соотношение интереса к этим форматам?
Востребованность оффлайн и онлайн форматов зависит от задачи. Если нужно быстро освоиться с темой и получить информацию в структурированном виде, то онлайн-формат часто оказывается удобнее: можно слушать материал по дороге, в машине, вечером на балконе — быстро, медленно, вдумчиво, делать заметки или просто воспринимать на слух. Однако если ваша цель — обсудить идеи с другими, предложить свое видение и получить обратную связь, то для этого больше подходит оффлайн-формат.
— Экономические тряски — сильное подорожание кредитов для бизнеса, стройматериалов, логистики, одновременное снижение покупательской способности клиентов — подстегнуло ли все это девелоперов, в целом, больше искать в образовании новые возможности и знания, чтобы развивать проекты? Или, может быть, Вы наблюдаете обратную тенденцию: застройщики стали больше экономить на обучении в кризис?
— Обучение представляет собой одну из форм консалтинга, которая сохраняет свою актуальность даже в период кризиса. Хотя спрос на отдельные направления может меняться, востребованность обучения определяется характером кризисной ситуации, стадией развития компании и ее текущими задачами на момент наступления кризиса. Как и консультационные услуги, обучение остается необходимым элементом поддержки бизнеса вне зависимости от внешних экономических условий.
— На форуме FORCITIES, отдельный зал посвящен использованию искусственного интеллекта и цифровизации в девелопменте. В России 85% застройщиков до сих пор работают на зарубежном ПО, лишь 15% полностью перешли на отечественные аналоги. Сколько может потребоваться времени на полноценное импортозамещение и достижения цифровой зрелости отрасли? И как развитие диджитализации отражается на сборке обучающих программ, на образовательные запросы девелоперов?
— С появлением диджитализации многое изменилось. Мы начали оцифровывать тексты наших видеоконференций и видеосеминаров, чтобы слушатели могли получать их отдельно. Это удобно: можно делать пометки, распечатывать материалы и отмечать важные моменты из речи преподавателя, что часто бывает полезнее, чем стандартные рабочие тетради, ведь тетради уже переработаны методологами, а записи с живой речью позволяют фиксировать именно то, что востребовано лично для каждого.
Кроме того, мы готовим к запуску чат-бот для отдела продаж и надеемся, что в 2026–2028 году нам не придется полностью переходить на преподавателей с искусственным интеллектом, хотя такие видеоформаты становятся реальностью. Мы по-прежнему верим, что знания и опыт реальных людей останутся востребованными.
Реклама. Рекламодатель ИП Ишметова Эвелина Шавкатовна, ИНН 505008899752. Erid — 2Vtzqv5NnDf
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи