Инфраструктура для жизни: как нацпроект изменит города РФ
К середине июня в России появится стратегия развития ИЖС и меры поддержки темпов строительства. Реализация инициатив ведется в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Редакция Движение.ру выяснила, какие еще изменения ждут отрасль в ближайшее время.

Фото: www.freepik.com
Содержание
По итогам заседания Госсовета, посвященного реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни», президент России Владимир Путин поручил утвердить комплекс мер, направленных на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Сделать это нужно до 15 июня 2025 года, конкретные положения пока не указаны.
В списке поручений, необходимых для проработки нацпроекта, числится еще более десяти пунктов. Например, до середины июня ведомства должны:
- огласить предложения по поддержанию темпов жилищного строительства, необходимых для достижения целей нацпроекта;
- проработать распространение ипотеки с господдержкой на семьи с детьми до 14 лет и семьи участников специальной военной операции, а также предложить дифференциацию лимита по кредиту в зависимости от количества детей;
- предложить варианты разработки мастер-плана, определяющего социально-экономическое и пространственное развитие муниципалитетов;
- озвучить возможности предоставить исполнительным органам регионов право переносить сроки строительства социальной инфраструктуры;
- рассмотреть установку моратория на изменение требований к строительству соцобъектов на срок до 5 лет;
- сформировать предложения для пересмотра нормативов градостроительного проектирования, касающихся доступности соцобъектов;
- продумать меры введения инвестиционной надбавки и ее размер в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- оценить возможность освободить управляющие организации, в том числе находящиеся на упрощенной системе налогообложения, от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС);
- разработать план мероприятий по развитию рынка арендного жилья;
- и др.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» стартовал в 2025 году. Редакция Движение.ру также собрала ключевые положения и цели, заложенные в документе на данный момент.
Что входит в национальный проект «Инфраструктура для жизни»
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» призван обеспечить регионы страны новой качественной жилищной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой.
Стратегия объединила основные цели и задачи ранее действовавших федеральных программ, в том числе «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги». В ее состав вошли 12 инициатив, которые будут курировать Минстрой, Минтранс и Минфин. Власти намерены реализовать следующие федеральные проекты:
- «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах;
- «Жилье»;
- «Модернизация коммунальной инфраструктуры»;
- «Формирование комфортной городской среды»;
- «Новый ритм строительства»;
- «Центральный транспортный узел»;
- «Безопасность дорожного движения»;
- «Региональные дороги»;
- «Федеральные трассы»;
- «Развитие дорожного хозяйства»;
- «Общественный транспорт»;
- «Ипотека».
Программа рассчитывается на срок до 2030 года, именно к этой дате должны быть достигнуты национальные цели, установленные указом президента. В текущем году на реализацию проекта направят 1,16 трлн руб. На последующие два года в федеральном бюджете заложено 1,3 и 1,4 трлн руб. соответственно.
Цели национального проекта «Инфраструктура для жизни»
Новый нацпроект должен обеспечить достижение глобальной цели — создание «комфортной и безопасной среды для жизни». Центральным элементом стратегии является жилье. Именно вокруг него формируются планы по развитию инфраструктуры, поделился вице-премьер Марат Хуснуллин во время Госсовета.
Так, к 2030 году правительству поручено добиться выполнения следующих целевых показателей:
- улучшение качества жизни на 30% в опорных населенных пунктах;
- повышение обеспеченности жильем граждан до 33 кв. м на человека;
- сокращение числа непригодных для жизни объектов и обновление жилищного фонда минимум на 20% в сравнении с показателями 2019 года;
- повышение доступности жилья на первичном рынке;
- модернизация коммунальной системы для 20 млн человек и улучшение качества системы ЖКХ;
- строительство и реконструкция 2 тыс. объектов водоснабжения;
- благоустройство не менее 30 тыс. общественных пространств, а также реализация не менее 1,6 тыс. проектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях;
- наращивание энергетической и ресурсной эффективности в ЖКХ, промышленном и инфраструктурном строительстве;
- увеличение безопасности на дорогах и снижение числа ДТП в 1,5 раза;
- приведение в порядок 60% дорог в регионах и 85% — на федеральных трассах и в городах;
- повышение до 85% доли общественного транспорта, возраст которого не старше нормативных значений, в городах и агломерациях.
Для реализации целей власти планируют подписание меморандумов с регионами. Дополнительно появилась возможность выдачи им казначейских инфраструктурных кредитов, правительство утвердило порядок отбора таких проектов в феврале 2025 года. Заявки будет рассматривать Фонд развития территорий, а делать заключения — профильные министерства.
«Мы уже определили ключевые направления. В первую очередь, средства пойдут на модернизацию ЖКХ. Важным направлением также станет реализация мастер-планов дальневосточных и арктических городов. Кроме того, будут реализованы проекты, отобранные по результатам конкурса, и приоритетные инициативы по поручениям президента и председателя правительства», — написал в конце апреля Марат Хуснуллин в своем Telegram-канале.
Субъекты смогут получить кредит под 3% годовых на срок до 15 лет. Общий объем займов, которые планируется предоставить регионам в 2025–2030 гг., составляет 1 трлн руб.
Задачи национального проекта «Инфраструктура для жизни»
В числе главных задач нацпроекта — разработка к 2030 году не менее 200 мастер-планов и комплексных планов долгосрочного развития крупных и малых городов, а также строительство не менее 150 объектов инфраструктуры. Кроме того, в течение пяти лет в регионах должны создать 5,5 тыс. социальных объектов. Среди приоритетных задач также значатся:
- повышение привлекательности ИЖС и вовлечение в оборот 75 тыс. га, в том числе за счет обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой;
- развитие единой информационной системы (ЕИС) «Стройкомплекс.РФ» и сокращение инвестиционно-строительного цикла с 1300 до 1000 дней;
- обновление 33 тыс. единиц пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов, курсирующих по магистральным маршрутам;
- развитие железнодорожного Центрального транспортного узла, который свяжет Московскую агломерацию с Тульской, Калужской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Тверской и Владимирской областями;
- строительство 50 обходов городов;
- восстановление и развитие новых субъектов РФ — ЛНР, ДНР, Луганской и Запорожской областей, вывод регионов на среднероссийские показатели.
Движение.ру
Обновлено:
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Telegram