Как принять квартиру от застройщика: пошаговая инструкция
С 1 марта 2025 года застройщики получили возможность применять собственные стандарты отделки жилья. Эти нормативы должны соответствовать минимальным критериям, которые весной утвердил Минстрой. Они будут прописываться в ДДУ и покупатель, при приемке квартиры, теперь может ссылаться на них.

Фото: freepik.com
Содержание
С 1 марта 2025 года застройщики получили возможность применять собственные стандарты отделки жилья. Эти нормативы должны соответствовать минимальным критериям, которые весной утвердил Минстрой. Они будут прописываться в ДДУ и покупатель, при приемке квартиры, теперь может ссылаться на них.
С начала весны строительные компании получили право разрабатывать собственные стандарты качества отделки квартир, соблюдая при этом минимальные нормы, установленные государством.
Документ будет включаться в договор долевого участия (ДДУ). В нем застройщик должен прописать параметры допустимых отклонений при выполнении различных видов отделочных работ, а также требования к материалам: обоям, облицовке стен, натяжным потолкам, штукатурке и напольным покрытиям. С этими данными стоит ознакомиться заранее и учитывать их при приемке квартиры.
В будущем это может привести к трансформации рынка недвижимости, прогнозируют эксперты. Во-первых, покупатели получат разнообразие предложения. Во-вторых, ожидается повышение конкуренции между застройщиками и, как следствие, снижение стоимости отделки. Для покупателей главный риск заключается в сложности оценки качества услуги, говорит Ольга Гусева, генеральный директор компании KEY CAPITAL.
Как проходит приемка квартиры в новостройке
Приемка квартиры — это процесс передачи нового жилья от застройщика покупателю. Дольщик осматривает помещение и проверяет, выполнены ли обязательства строительной компании. Если выявлены дефекты или несоответствия условиям договора, покупатель вправе потребовать их устранения.
Застройщик обязан сообщить клиенту за два месяца о планируемой дате приемки. Уведомление направляется заказным письмом с подтверждением вручения по адресу регистрации дольщика. Также допускается личная передача документа под расписку. Дополнительно застройщик может проинформировать дольщика по электронной почте или телефону.
Процедура приемки проходит следующим образом:
- В назначенный день представитель застройщика и покупатель встречаются в квартире.
- Если претензии отсутствуют, составляется акт приема-передачи, после чего документы передаются в Росреестр.
- При выявлении недостатков, оформляется дефектный акт, в котором фиксируются все нарушения и сроки их устранения.
«Приемка начинается с выдачи ключей в офисе застройщика. Затем дольщику назначают представителя строительной компании. К ним присоединяется приемщик, и все вместе направляются на осмотр квартиры», — поясняет Андрей Житиков, руководитель компании по приемке квартир «ГРАНД».
Если же в течение двух месяцев после получения уведомления дольщик не является на приемку, застройщик вправе подписать односторонний акт. Это означает, что жилье считается переданным покупателю, пусть и без его участия.
Что взять с собой на приемку квартиры
Для оформления документов на квадратные метры в офис застройщика необходимо взять документ, удостоверяющий личность — паспорт и договор долевого участия в строительстве.
Также стоит иметь такой минимальный набор:
- Бумагу и две ручки.
- Смартфон, чтобы фиксировать все на камеру.
- Мел и бумажный скотч, чтобы отмечать найденные недостатки.
- Небольшой электроприбор, например, зарядку от телефона или тестер электричества.
- Зажигалку. Она поможет понять, работает ли вентиляция и есть ли щели в окнах.
- Лампочку, чтобы проверить патроны.
- Фонарик.
- Рулетку.
- Уровень.
«Можно взять с собой бутылку воды, особенно если вы идете на приемку с детьми. Нередко клиенты не готовы к тому, что процесс может занять час или больше, а в квартире порой бывает душно, особенно зимой. Поэтому лучше заранее позаботиться о своем комфорте», — советует Андрей Житиков.
Как проходит приемка квартиры: пошаговая инструкция
Приходить на приемку лучше до наступления темноты, когда помещения хорошо видны при дневном свете.
Документы
С самого начала нужно убедиться в наличии у застройщика следующих документов:
- разрешения на ввод дома в эксплуатацию;
- акта о вводе в эксплуатацию инженерных систем здания;
- документов, подтверждающих присвоение почтового адреса;
- заключения о соответствии объекта техническим регламентам (ТТР) и проектной документации;
- паспортов на установленные счетчики воды и электроэнергии, а также на входную дверь и окна;
- поэтажного плана здания.
Они необходимы для подтверждения законности строительства и соответствия объекта установленным нормам. Далее можно переходить к осмотру квартиры, начиная с двери.
Входная дверь
Дверь проверяется на наличие повреждений. Она должна легко закрываться и открываться. Ручка — быть хорошо прикрепленной и не заедать. Если есть звонок, то он должен функционировать.
Отделка, стены и полы
Застройщики сдают квартиры в разном состоянии. В случае, когда отделка черновая — стены и полы будут без финишного покрытия. В этом случае важно проверить ровность поверхностей, отсутствие трещин и следов влаги.
Например, стены не должны отклоняться более чем на 10 мм при высоте потолков до 3 м и более чем на 12 мм — при высоте от 3 до 6 м. Допускается отклонение от горизонтали поверхностей 8-15 мм в зависимости от длины диагонали помещения. Минимальные требования Минстроя представлены здесь.
Если отделка предчистовая, то в квартире уже должна быть выполнена стяжка пола, оштукатурены стены, установлены откосы на окнах и дверях, а также проведена разводка электричества с розетками и выводами для освещения. Для проверки этих работ потребуются тестер и лампочка.
При чистовой отделке квартира практически готова к проживанию. В этом случае проверяется качество укладки напольного покрытия (линолеум, плитка, ламинат), ровность поклейки обоев и состояние дверей.
Например, провисание натяжного потолка допускается не более чем на 10 мм на каждый метр. Зазоры между элементами инженерной и паркетной доски не должны превышать 0,5 мм. Недопустимы щели более 4 мм между плинтусом и напольным покрытием или стеной.
Сантехника и смесители
Сантехническое оборудование должно быть в идеальном состоянии: без сколов, пятен и подтеков, все краны работать исправно. Если есть полотенцесушитель, то нужно измерить расстояние между ним и стеной. Оптимальное значение составляет 5-6 сантиметров. Также важно зафиксировать показания всех счетчиков в акте приема-передачи жилья.
Отопление
Радиаторы монтируются таким образом, чтобы между их задней частью и стеной оставалось пространство в пределах 2-5 см. От подоконника они должны располагаться ниже 10-12 см, а от пола — на уровне 8-12 см.
Окна
Нужно осмотреть окна на наличие царапин на стеклопакетах и рамах. Также проверить:
- работу всех механизмов — они должны функционировать без заеданий;
- уплотнительные резинки. На них не допускается разрывов;
- монтажную пену. Ее наносят без пропусков и защищают пароизоляционной пленкой или обрабатывают герметиком.
«Чтобы проверить, не дует ли из окон, стоит провести вдоль стыков зажженной зажигалкой или спичкой. Или зажмите лист бумаги между рамой и створкой. Закройте окно и попробуйте вытащить лист. Если это удается, то зимой в этих местах может сквозить», — рекомендует руководитель компании по приемке квартир «ГРАНД».
Что делать после приемки квартиры от застройщика
Если дефекты при проверке не обнаружены, можно подписывать акт приема-передачи. После этого дольщик получает ключи.
«Если же найдены недочеты, их нужно указать в акте. Его составление происходит независимо от того, будет ли принята квартира или нет. После документ подписывается. Застройщик обязуется исправить недостатки, зафиксированные в письменной форме во время осмотра», — утверждает Андрей Житиков.
В случае выявления существенных дефектов их наличие должно быть подтверждено экспертом, продолжает руководитель компании «ГРАНД». Кандидатуру специалиста следует согласовать с застройщиком. Он должен обладать необходимым образованием и быть зарегистрирован в государственном реестре. На утверждение кандидатуры отводится пять дней, на проведение экспертизы — три дня. Срок, предоставленный застройщику для устранения замечаний — 60 календарных дней. После этого девелопер приглашает дольщика на повторную приемку.
«В случае если на повторной приемке будут выявлены неустраненные или новые замечания — застройщик приводит все в порядок уже за 45 календарных дней. При самом неблагоприятном раскладе, если замечания не устранены в срок или снова сделано некачественно, то необходимо написать претензионное письмо в адрес строительной компании, — комментирует эксперт.
При этом важно учитывать, что с 1 января 2025 года вступили в силу изменения, которые существенно влияют на права дольщиков: сокращение гарантийного срока до года и суммы возможной компенсации — не более 3% от стоимости объекта по ДДУ, что делает своевременное выявление и фиксацию недостатков критически важным.
Приемка квартиры от застройщика с экспертом
Приемку квартиры можно осуществить самостоятельно, если человек достаточно компетентен в области строительства. Во всех остальных случаях — сторонний специалист желателен, утверждают эксперты.
«К сожалению, дефекты при осмотре квартиры обнаруживаются в 99,9% случаев. Из неочевидных и не сразу видимых — поцарапанные окна или стеклопакеты. Специалист же, благодаря своему опыту и насмотренности, сможет выявить такие нюансы», — поясняет представитель компании «ГРАНД».
Также эксперт рекомендует приглашать специалиста и на повторную приемку,т.к. нередко случается, что во время устранения найденных на первичном осмотре замечаний подрядчики застройщика допускают появление в квартире новых.
Чек-лист приемки квартиры от застройщика
Что нужно взять с собой
- Паспорт.
- Договор долевого участия (ДДУ).
- Доверенность (если квартира оформлена на другое лицо).
Проверяемые документы в офисе застройщика
- Разрешение на ввод ЖК в эксплуатацию.
- Акт ввода инженерных коммуникаций в эксплуатацию.
- Документы о присвоении дому почтового адреса.
- Заключение о соответствии здания техническим регламентам и проекту.
- Паспорта на приборы учета воды и электроэнергии.
- Паспорта на входную дверь и окна.
- Поэтажный план.
Основные моменты осмотра квартиры
- Входная дверь.
- Окна.
- Стены, пол, отделочные работы.
- Вентиляционная система.
- Электрика.
- Водопровод и канализация.
- Система отопления.
Движение.ру
Обновлено:
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Telegram